Советская цензура была беспощадной, любой актер и режиссер, работавший во времена СССР, подтвердит это с тоскливой улыбкой. Если же говорить о фильме «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, то там вообще был натуральный цирк с конями. С точки зрения цензоров, фильм просто кишел провокационной антисоветчиной, нагоняющей тьму и мрак как на простой народ, так и на правительство. Но Гайдай на то и был великим режиссером, что смог сохранить в своем шедевре ряд ключевых сцен, которые под требования советской цензуры ну никак не пролезали!
Контрабанда, евреи и проститутки
Первый вырезанный эпизод связан с деятельностью банды шефа и его «подчиненных». По первоначальной задумке фильм должен был начинаться с того, как преступники вывозят за границу предметы старины, в том числе, иконы. Цензурщики намертво отмели момент. Мало того, что такой расклад показывает бессилие советской милиции, так еще и демонстрирует, что в СССР, якобы, не заботятся о сохранении культурного наследия. Вырезали, и с этим Гайдай сделать ничего не мог.
Потом комиссия прицепилась к сцене со Светличной, гениально исполнившей роль проститутки. Причем, неприятие вызвал не только образ распутной женщины с явным криминальным душком, но и ее песня «Помоги мне».
Леонид Иовович решил стоять до конца, и момент этот сохранил, но не смог спасти фразу Нонны Мордюковой, сыгравшей роль управдомихи по фамилии Плющ. Известный факт – в первоначальном варианте она говорила «не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Казалось бы, в чем проблема? Но не будем забывать, что в 60-х гг. остро стоял еврейский вопрос, кроме того, в этих словах есть некоторый религиозный уклон. Пришлось синагогу заменить на любовницу.
По этой же причине хотели вырезать внезапный всплеск религиозных чувств у отмороженного на голову Гены Козодоева, когда он оказался посреди моря на отмели.
О пользе ядерных взрывов в советском кино
Гайдай специально вставил в финал «Бриллиантовой руки» сцену с ядерным взрывом, и это факт. Комиссии из Госкино объяснил этот жест стремлением передать ту напряженную обстановку в мире, которая царила на тот момент. Ну да, противоречий международных в 60-х наблюдалось много, но это не повод засовывать изображение катастрофы в комедию. Начали торговаться. Леонид Иовович изначально понимал, что цензурщики пойдут на все, только бы вырезать этот ужас из картины, и своего таки добился.
Фактически это было торгом, в котором Гайдай делал вид, что:
- ядерный взрыв действительно нужен для сохранения глубокого смысла фильма;
- готов на любые правки в ленте, лишь бы его оставить.
Дошло до того, что он согласился вырезать сцену с проституткой в исполнении Светличной, лишь бы сохранить взрыв.
Госкиношники идиотами не были и прекрасно понимали, что задумал Гайдай, но тонкость – мнение режиссера при оценке картины и принятии решения о ее допуске к прокату должны были в обязательном порядке учитывать. Конечно, определяющим оно стать не могло, но создатель фильма право голоса имел серьезное (к слову об ужасной советской цензуре).
В результате торгов были достигнуты договоренности о том, что резать, а что нет, а Леонид Иовович взял несколько дней якобы на раздумье (разыгрывать спектакль, так до конца), в результате согласился:
- взрыв убрать;
- Светличную оставить;
- сохранить некоторые песни в фильме (часть спасти все равно не удалось).
Правда, кое-какие моменты выторговать не получилось. Например, в одной из сцен Лелик (герой Папанова) говорит, что «правительство и партию оставили на второй год». Наглость немыслимая, пришлось убирать, но в целом благодаря смекалке и решительности Гайдая, мы можем видеть культовую «Бриллиантовую руку» в почти первозданном виде!
Источники:
https://www.kinopoisk.ru/media/article/2926482/
https://kino.rambler.ru/movies/43228664-kakie-stseny-vyrezali-iz-brilliantovoy-ruki/