Ранее мы рассказывали вам о поездках, в которых полевикам приходилось бороться с тарантулами и пережидать двадцатидневный буран в шатающейся палатке. В этой статье нет подобных историй. Наоборот, мы покажем, что полевые работы — это не всегда про отшельничество где-то в глуши. Они могут проходить в менее экстремальных условиях и в не менее красивых местах. Например, в Якутии, вдоль железной дороги.
Про работы: для тех, кто любит теорию
Осенью специалисты Геоскана выполняли аэрофотосъемку участка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Заказчиком выступила компания «ДДХ - Кадастр и Консалтинг». Всего было отснято более 360 километров путей ЖДЯ (железных дорог Якутии) и прилегающих станций. Результат работ — геопривязанный ортофотоплан с точными координатами поворотных точек 239 объектов. Эти данные будут использованы для постановки построенных участков магистрали на кадастровый учет и актуализации существующей информации.
Полевики постоянно перемещались между местами проведения работ и предполагаемого ночлега, так как по факту организовать проживание можно было лишь в двух населенных пунктах: Алдане и Нерюнгри. Организацию логистики наших ребят взяла на себя железнодорожная компания, которая почти ежедневно снабжала их безотказными транспортными средствами в основном отечественного производства (УАЗ «Фермер» и УАЗ «Буханка») и отважными водителями. В среднем суточный пробег автомобилей составлял 300–400 км, что, надо сказать, немало с учетом местных дорог и подъездных путей.
Осенью в Якутии погода весьма капризная и непредсказуемая. Если выдавался погожий день без осадков и ветра, ребята старались максимально эффективно его использовать в плане полетов. Они поднимали в воздух дрон-разведчик, смотрели нижнюю границу облачности, наличие осадков и пространственное положение аппарата в реальном времени, чтобы прикинуть силу и приблизительное направление ветра на высотах. Это позволяло принять решение о том, будет ли сегодня летать Геоскан 201 или нет. Благодаря такой перестраховке бракованных данных не было, а оборудование возвращалось без потерь.
Самое опасное для летающей техники в такое время года — обледенение. Когда беспилотник попадает в нулевую изотерму и воздух при этом насыщен влагой, при соприкосновении с поверхностью аппарата частички воды неизбежно кристаллизуются, и борт покрывается коркой наледи. Это негативно сказывается на летно-технических характеристиках БПЛА, и есть большой риск его потерять. К счастью, всех этих неприятностей нашим полевикам удалось избежать.
Если же погода не располагала к АФС, специалисты проводили геодезические работы. Они создавали контрольные точки, а также занимались поиском и отработкой пунктов ГГС (государственной геодезической сети). Последнее занятие было одним из самых насыщенных и увлекательных. Целый квест — найти под слоем 20-сантиметрового снега вкопанный железный столбик. К сожалению, некоторые пункты так и не удалось откопать («А был ли столбик?» — такая мысль часто посещала наших специалистов), а до некоторых было совершенно невозможно добраться. Хоть у ребят в распоряжении и был вездеход (УАЗ «Буханка»), даже он был не в состоянии преодолеть некоторые участки.
Про нерабочее: Чайхана и Технопарк
Во время всей командировки полевики останавливались в г. Нижний Бестях, Якутске, Нерюнгри и Алдане. В самом начале поездки им удалось пожить в достаточно комфортных гостиницах с удобствами на этаже. Правда, по стоимости они были близки к именитым сетевым отелям. Из-за этого, а также из-за огромного спроса в Алдане ребята снимали квартиру — о чем ничуть не пожалели.
Иногда в гостиницах был предусмотрен горячий завтрак или бесплатная возможность проявить свои кулинарные способности. Если же энтузиазма или сил не оставалось, в ход шла еда быстрого приготовления.
В дорогу ребята брали консервы, лапшу, шоколадки, чай и кофе. У бригады имелся с собой походный примус на газу и объемная кружка, в которой кипятилась вода или грелись консервы.
В Алдане после завершения рабочего дня ребята ходили ужинать в столовую. Цены там даже выше московских (в столичном заведении ценник был 270 ₽ за комплексный обед, а в Якутии — около 500 ₽). Для разнообразия посещали Чайхану, где, на удивление, такой же прейскурант, а иногда и дешевле.
Что касается досуга, времени на него почти не оставалось. Сериалы не смотрели, книжки не читали. Как и все полевики, после работы они, как правило, занимались проверкой полученных за день данных, зарядкой аккумуляторов и подготовкой к следующему дню. Однако кое-что все же удалось посмотреть: по пути в гостиницу, что в г. Нерюнгри, они заехали в Технопарк. Там под открытым небом стоят образцы техники, применяемой для добычи угля.
Также ребятам удалось разыскать природную достопримечательность, о которой не знал ни один из матерых водителей, ни местные жители. С этой задачей успешно справились карты, которые при вводе соответствующего запроса указали на единственный во всем улусе водопад Лена. Он находится в каких-то 10 км от вокзала Алдана. Водопад украшал небольшую, но коварную реку Большой Куранах.
Про красоту: из осени в зиму
С погодой полевикам везло вплоть до 29 сентября. Стояли безоблачные и безветренные дни. Накануне было тепло настолько, что даже во время подготовки к работе в поле получилось позагорать — солнышко припекало.
Однако на следующее утро словно кто-то включил рубильник «Зима» (по странному стечению обстоятельств это совпало с приездом в г. Алдан юношеских команд по лыжному спорту). За окном все было белое от снега. Арктический воздух принес с собой мороз, и на долгие дни установился циклон.
Как правило, полевики выезжали на работы на УАЗе или Тойоте. Однако ЖДЯ не были бы ЖДЯ, если бы однажды в качестве средства перемещения им не предоставили железнодорожное транспортное средство МПТ-4 (мотовоз погрузочно-транспортный). Он очень пригодился при нанесении контрольных точек для аэрофотосъемки вдоль путей. С него также открывались потрясающие виды на бескрайнюю осеннюю тайгу.
P. S. За прекрасные фотографии и не менее прекрасный рассказ спасибо операторам БПЛА Геоскана Алексею и Кириллу @sergeev.aero.
#БПла #полевые работы #аэрофотосъемка #афс #ржд #геодезия