Найти тему
Загадки истории

Как патриарх Гермоген поднимал русских людей на восстание

Оглавление

Смутное время, события 1612 года – всё это очень прочно ассоциируется с Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Но, пожалуй, забыт еще один народный герой, который был представителем духовенства.

Одно время была такая тенденция – везде приплетать церковь, везде упоминать, что набожные люди или православные священники вносили свой вклад в какое-то большое дело. Это стремление было вполне объяснимо: большую часть века страна официально жила в атеизме. А потом был объявлен курс на православие. Религию нужно было популяризировать. Только вот дело в том, что религия и вера – это разные вещи. Пышные празднества, связанные с открытием новых храмов, восстановлением новых – они мало связаны с тем, что у людей внутри, на душе.

Странно, что в новой России не особо стали вспоминать про того, кто был идейным вдохновителем восстания 1612 года. А ведь этот человек сделал точно не меньше, чем Минин и Пожарский.

В 1913 году, кстати, его причислили к лику Святых. Речь идет о патриархе Гермогене. Был такой на Руси в смутное время.

Служение Богу и царю

Гермоген вырос в Казани. Тогда он еще носил имя Ермолай. О происхождении священника мало что известно. По одной из версий, он был родом из Москвы. По другой – из казаков. Ермолай относился к белому духовенству – не к монахам. Соответственно, он имел право жениться, заводить детей. Этой возможностью священник воспользовался.

Но семейная жизнь сложилась не самым лучшим образом. Супруга Ермолая отправилась на небеса. Сам он посчитал это знаком и решил, что нужно теперь служить исключительно царю и, что самое главное, Богу.

Ермолай относился к Борису Годунову вполне лояльно. Впрочем, скоро наступило время думать о том, как же относиться к новому правителю.

К этим годам Ермолай уже стал митрополитом Гермогеном. А к власти пришел первый Лжедмитрий, который священника изначально не обижал, пытался с ним договориться.

Гермоген же готов был взаимодействовать с Лжедмитрием при двух условиях:

1. Марина Мнишек примет веру православную. В государствах той эпохи вопросы религии были ключевыми, потому как церковь всегда была очень тесно связана с властью – и наоборот.

2. Поляки должны покинуть Москву.

Естественно, что Лжедмитрий какого-то там митрополита слушать не хотел. Патриархом правитель хотел сделать Игнатия, против кандидатуры которого Гермоген очень сильно протестовал.

История разворачивалась таким образом, что нашего героя, в лучшем случае, должны были сослать куда-то или заточить в тюрьму. А Игнатий бы стал патриархом. Но то были смутные времена, правители менялись очень быстро. Поэтому Гермоген уцелел. А с Лжедмитрием расправились.

-2

В Василия Шуйского Гермоген очень сильно верил, считал, что этот царь сможет объединить страну. Но и Шуйского постигла неудача.

В Москве начала править Семибоярщина – некая дума, состоящая из представителей семи знатных боярских родов.

Интересно, что в состав этого коллегиального органа входил и Иван Романов – родственник будущего царя.

Поначалу Гермогену ничего не угрожало. Он так же занимал высокий церковный пост, всё так же настаивал на том, чтобы все поляки покинули страну. С боярами было трудно урегулировать эти вопросы. По сути, знатные люди заботились не о стране, не о том, чтобы создать крепкое государство. Они думали о себе, о своих судьбах, о своем будущем.

Заговорщик и бунтовщик

Оставив надежду что-то поменять, применяя законные и официальные действия, Гермоген решил проявлять себя иначе.

Однажды бояре узнали, что кто-то рассылает по всей стране воззвания. Дескать, русские люди должны подняться на восстание и выбить из Москвы предателей Родины.

Выяснилось, что рассылку организовал Гермоген.

Патриарх этого не скрывал. Он никого не боялся, потому что служил Господу, и был уверен, что восстание необходимо.

Бояре решили ликвидировать заговорщика, но потом подумали, что это еще скорее приведет к восстанию. Православных людей, узнавших, что патриарха больше нет, ничто бы не смогло удержать.

-3

Гермогена решили заточить в камеру, чтобы он не мог отправлять послания. Гермоген не отказался от своих убеждений. Его лишили пищи. Но патриарх смог-таки отправить еще одно послание. Он еще раз указал, что русские люди в важный для страны момент должны не смиренно принимать всё что происходит, а биться, воевать, собирать ополчение.

И Москву в итоге освободили. Только патриарх об этому уже не узнал. Возможно, он получил то, во что верил. А это значит, что до Гермогена все же дошли хорошие вести. Но если официально, то к 1612 году патриарха уже не было в живых. Он не выдержал голода и ушел из жизни.

Настоящий русский православный герой.