В последнее время многие перестают работать «на дядю» и открывают собственный бизнес. Причины таких перемен совершенно разные, но в основном люди начинают заниматься предпринимательством, чтобы больше зарабатывать. Однако мало кто учитывает риски и тщательно продумывает идею бизнес-плана. Есть риски, которые возникают внезапно, например, пандемия коронавируса, из-за чего закрылось огромное число организаций. Но, зачастую, предприниматели просто не замечают свои ошибки. Именно о типичных ошибках владельцев малого бизнеса пойдет речь в этой статье.
Для начала кратко перечислю виды ошибок, а затем перейду к подробному описанию каждой.
1. Игнорирование конкурентов
2. Неправильный выбор расположения фирмы
3. Неверное определение времени работы
4. Отдавать товар друзьям бесплатно
5. Отсутствие возможности получения обратной связи, отзывов и предложений
6. Оценивание покупателей по внешнему виду
7. Отсутствие рекламы или реклама не в подходящем месте
8. Навязчивый маркетинг
9. Отсутствие специальных правовых знаний
10. Отсутствие контроля над работниками
Игнорирование конкурентов
Представим ситуацию: вы решили открыть, к примеру, кофейню. Рядом с местом, где будет находиться ваша кофейня, уже располагается другая популярная недорогая кофейня с похожим ассортиментом, которая давно открыта. В этом случае прибыль будет минимальная, так как есть поблизости «особо опасный конкурент».
Неправильный выбор расположения фирмы
Для начала подумаем, чем этот пункт отличается от предыдущего. Все очень просто: если раннее мы говорили про местоположение зависимо от наличия конкурентов рядом, то теперь обсудим место расположения касательно района. Давайте продолжим тему про кофейню. Нашли район, где такого рода бизнеса нет, и обрадовались. Тихий, спокойный, спальный район, где нет никаких кафе. Но он может находиться, например, на окраине города, где очень мало народу. Так, в основном люди берут кофе по пути на работу, чтобы взбодриться. Обычно люди едут из окраин работать в центр города, где и берут перекусить. Еще одной проблемой в местонахождении фирмы является окружающая обстановка. Мало кто пойдет в дорогой ресторан, если рядом с ним находятся, например, неубранные мусорные баки. Поэтому то, что поблизости нет конкурентов, еще не означает большого спроса на товар.
Неверное определение времени работы
Снова возьмем в пример кофейню. Как было сказано в предыдущем пункте, многие часто берут кофе, когда идут на работу. В это время (основной поток 7:00-9:00) многие кофейни закрыты, так как работают с 10 утра, поэтому к ним за день заходит мало покупателей. Продумайте, в какое время люди максимально часто будут к вам заходить, и будьте всегда открыты в это время. Сдвиньте график работы, если это необходимо.
Отдавать товар друзьям бесплатно
«Любая работа стоит денег», - утверждают одни. «Для друзей ничего не жалко», - говорят другие. Так кто же прав? Для успешного введения бизнеса подходит первый вариант. Опять обратимся к кофейне. Представим, что к вам каждый день заходит друг с подругой, и вы наливаете им кофе бесплатно. В конце месяца смотрите смету доходов и расходов и удивляетесь, почему расходы больше доходов. А вот почему: вы не считаете расходы на друзей. Помните, что угостить друзей пару раз можно, но не стоит делать это постоянно. Бесплатные угощения – черная дыра в бюджете фирмы.
Отсутствие возможности получения обратной связи, отзывов и предложений
Для предпринимателя, особенно неопытного, очень важно получать обратную связь, ведь очень сложно понять предпочтения людей, что им нравится, а что, наоборот, категорически не устраивает. Поэтому заведите страницу в социальных сетях (вконтакте, одноклассники, инстаграм – зависит от возраста клиентов), чтобы получать отклики от реальных посетителей. Можно поставить стенд с маленькими листочками и ручкой, где каждый покупатель мог выразить свое мнение. Это, кстати, придаст неповторимый шарм уютной кофейне, главное этот уголок красиво оформить.
Оценивание покупателей по внешнему виду
Мы живем в мире, где человек в рваных джинсах и мятой футболке может оказаться очень обеспеченным. Поэтому ни в коем случае нельзя оценивать покупателя по внешнему виду. Шуба может быть взята в кредит, а дорогое платье в прокате. Будьте вежливыми с любым покупателем, даже если он кажется слишком юным, чтобы купить эту вещь. Кстати, очень важный момент. Вы, владелец бизнеса, можете сколько угодно быть деликатным и дружелюбным, но младший персонал магазина будет вести себя по-другому. Поэтому обязательно обучайте своих сотрудников хорошему отношению к клиентам.
Отсутствие рекламы или реклама не в подходящем месте
Может быть, у вас мало клиентов, потому что люди, всего-навсего, не знают о вашей фирме. Если с отсутствием рекламы все понятно, что тогда значит «реклама не в подходящем месте?». Здесь речь идет о социальных сетях. Если вы продаете модные кроссовки для молодежи (15-30) лет, то бесполезно рекламировать их в одноклассниках. Молодые люди обычно сидят в инстаграме или вконтакте. Реклама в газете подойдет для покупателей преклонного возраста, особенно если это местная газета.
Навязчивый маркетинг
Многим знакома та ситуация, когда только заходишь в магазин, как вдруг к тебе подлетают все продавцы и начинают предлагать товар. Говоришь, что в их помощи не нуждаешься, а они продолжают приставать. В этом случае люди предпочитают вообще выйти из магазина и больше никогда в него не заходить. Навязчивые консультанты отпугивают потенциальных покупателей, но в то же время не обращать на посетителя внимание нельзя. Соблюдайте золотую середину.
Отсутствие специальных правовых знаний
Если с организационно-правовой формой (ИП, товарищество, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) вы определились, то ошибочно считать, что больше такого рода знания не потребуются. Обязательно посмотрите виды налогов, какие должна будет платить фирма. Уточните, если льготы и налоговые вычеты.
Отсутствие контроля над работниками
Частично мы касались этого пункта в предыдущих («Оценивание покупателей по внешнему виду» и «Навязчивый маркетинг»). Обучите персонал всему, что необходимо в работе. Иногда, находясь в кафе, спрашиваем у официанта, из чего приготовлено блюдо. «Не знаю, я мало дней здесь работаю», - отвечает он. Вряд ли такое кафе посетят снова, ведь мало кому приятно находится в заведении с необученным персоналом.
Итак, описание ошибок закончилось. Теперь подведем итог и попробуем сформулировать решение этих проблем:
1. Тщательно выбирать место для расположения предприятия. Обращать внимание на присутствие конкурентов и на окружающую обстановку
2. Уделить внимание рекламе, особенно это важно на первых парах
3. Обращаться вежливо с любым покупателем
4. Выбрать правильный график работы
5. Вести смету всех доходов и расходов, включая угощения друзей, если таковые имеются
На этом разбор ошибок и советы закончились. Желаю удачи в ведении бизнеса!
Делимся отличным планом и списком оборудования для открытия кофейни тут.