Найти в Дзене
Жабкин

Волжский сталелитейный завод (Саратов)

Обновлено: 09.09.2025

Волжский сталелитейный завод - одно из крупнейших предприятий Саратова начала века, которое исчезло так же быстро, как появилось. Многие даже не знают о его существовании, а проект был грандиозный.

В 1895 году парижскими банками при участии Русского Торгово-промышленного банка было учреждено Общество Волжского стального завода. Французское акционерное общество назначило и своего управляющего – господина Бишмара.

-2

Местом строительства было выбрано пустое поле за границей города рядом с посёлком Деконский у Волги. Два посёлка - Юриш и Деконский когда-то принадлежали помещикам В.Юришу и Г.Деконскому и до этого их жители были в основном крестьянами. Посёлки состояли из группы
мелких деревянных построек и полуземлянок, беспорядочно разбросанных по склонам оврага Мутный Ключ. При строительстве местные жители стали разнорабочими на стройке, а потом и рабочими этого завода.

Завод строился с целью производства инструментальной и высоких сортов мартеновской стали, фасонных стальных отливок, кованой и катаной стали специальных профилей. Предполагалось, что он будет работать на покупном уральском чугуне, который будет поставляться по Каме и Волге, а в качестве топлива будет использоваться дешёвый мазут из Баку.

Но из-за роста цен на чугун уже во время постройки завода решают переориентировать его на разработку железной руды, обнаруженной около Саратова, Вольска и в Камышинском уезде.

-3

Одновременно в уездном городе Царицыне Саратовской губернии (ныне – Волгоград) строится металлургический завод французского «Уральско-Волжского металлургического общества». В конечном итоге выживет только царицынский. Работает он и по сей день, как Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь».

Когда саратовский завод был уже построен, выяснилось, что пласты руды слишком незначительны для промышленной разработки, цены на топливо при этом выросли вдвое. Соперничать с "Уралом-Волжским" он не смог. Предприниматели стали нести убытки, которые уже в 1898—1899 годах составляли 120 тысяч рублей. Почти вдвое сократилось количество работающих на заводе (которых изначально было более тысячи человек). Всего за год цена акции завода упала со 187 рублей до одного рубля.

-4

Завод состоял из 10 цехов: прокатного, сталелитейного, чугунолитейного, модельного, молотового, тигельного, механического, строительного, котельного и хозяйственного, крупнейшим из которых был сталелитейный, насчитывающий 349 рабочих. Завод лил сталь, имел крупносортный и мелкосортный прокат, имел свою нефтекачку, водокачку, электростанцию, железнодорожную ветку, больницу-барак на 20 мест, аптеку и амбулаторию.

В 1900 году при заводе была освящена Петропавловская церковь, построенная тщанием служащих и рабочих завода. «Церковь деревянная, обложенная кирпичом с деревянной колокольней в одной связи. Крепостью не отличается, крыта толем. Земли при церкви нет». При заводе числилась одноклассная церковно-приходская школа с один учителем в штате и священником-законоучителем. К ней приписали ближайшие деревни: Муравлевку, Верхнюю Стрелковку, Рокотовку, Есиповкю, Юнгеровку и Заплатино.

-5

В 1903 г. Волжский стальной завод был передан в аренду «Урало-Волжскому» обществу, что фактически ознаменовало его поражение в конкурентной борьбе.

В январе 1906 г. серьёзно истощились запасы угля. В последний год своей работы завод испытывал дефицит заказов, из-за чего началось поэтапное сокращение оставшихся 300 рабочих. Полный расчёт с ними был назначен на 1 августа 1906 г, тогда же производство было окончательно остановлено. В справочном издании за 1908 г. завод всё ещё значился как «временно закрытый».

На самом деле начался демонтаж оборудования, пошли под слом корпуса. Остатки завода продали на слом саратовскому купцу Михаилу Ильичу Колюбанову, который, продавая в розницу его станки, оборудование, имущество и здания, сумел получить немалый доход. Как говорили, построил на вырученные средства 6 или 7 доходных домов. Один из них сегодня находится по адресу Московская, 96.

-6
-7

О том, что произошло с местом, где находились развалины завода я расскажу далее...

-8

Использованные источники:
1. Энциклопедия старого Саратова
2. Фотографии старого Саратова
3. Блог Дениса Жабкина
4. Коробкин С.А. Очерк истории Волжского Сталелитейного завода // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2023. Вып. 27. – С. 99-110