Про его закон и таблицу мы узнали ещё в школе. И про уравнение Менделеева - Клапейрона тоже. А вот что это за замазка такая? Между прочим, отличная вещь, скажу я вам. Сам великий химик, говорят, любил повторять: "Эх, Дмитрий Иванович, чтобы ты делал, если бы профессор Менделеев не изобрел своей замазки!"
Используется она для герметизации соединений в химических приборах между стеклом и стеклом, стеклом и металлом, для заливки пробок бутылей и склянок с реактивами, заделывания трещин и сколов на стеклянных изделиях и т.д. Что особенно приятно, её можно использовать для герметизации стыков аквариумов. А главное, эта смазка имеет особенность застывать при охлаждении и размягчаться при нагревании, как сургуч, что даёт возможность её использовать многократно.
Рецепт МЕНДЕЛЕЕВСКОЙ ЗАМАЗКИ довольно прост:
- канифоль (100 частей)
- жёлтый воск (25 частей)
- пемза (40 частей)
- льняная олифа (0,1 - 1 часть)
В упрощённом варианте можно взять 30 частей канифоли, 8 частей воска, 10 частей пемзы и 1 часть льняного масла.
Пикантная деталь: в оригинальном рецепте вместо пемзы упоминается некая субстанция под названием "мумия". Дело в том, что под этим именем в старину знали краску, которую изначально действительно извлекали из древнеегипетских мумий, забальзамированных битумом. А поскольку за годы существования Египта нетленных мумий этих накопилось великое множество, и цивилизованным европейцам, равно как и одичавшим азиатам, было глубоко наплевать на уважение к давным-давно умершим людям, из ископаемых останков в промышленных масштабах добывали пигмент, который потом использовали, в том числе, и для приготовления художественных красок, известных под брендом Mummy Brown. Подробнее об этом - здесь и здесь.
Впрочем, не исключено, что в дальнейшем сохранилось только название, а сама краска претерпела качественные изменения. В частности, пигмент под названием "мумия", плотный и жирный, состоящий из каолинита с большим количеством мелких частиц гематита, добывали в Новгородской и Ярославской землях. Позже, уже в советские времена, «мумией» стали называть все краски густо-красного цвета. По техническим условиям 1940-х - 1960-х годов в СССР "мумиями" именовались все красные пигменты с содержанием от 20 до 60 % Fe2O3 («мумия бокситовая», «мумия тёмно-красная», «мумия розовая» или «мумия светлая»). А для современного русского художника «мумия» это всего лишь красная охра, которую добывают в Ленинградской и Новгородской областях.
Технология приготовления ЗАМАЗКИ МЕНДЕЛЕЕВА тоже не отличается особой сложностью: чистый воск расплавляют в металлической чашке и постепенно, при постоянном помешивании, добавляют канифоль в виде порошка, после чего смесь нагревают при температуре 150-200° С до тех пор, пока не исчезнет запах скипидара. Тогда к смеси добавляют просеянную и прокаленную, еще теплую мумию (или пемзу). Если нужно иметь более мягкую замазку, добавляют дополнительное количество льняной олифы или масла. Расплавленную замазку переливают в формы (например, в небольшие фотографические кюветы), в которых она застывает в виде плиток.
Небольшая деталь: эту замазку не рекомендуют использовать для соединение резиновых изделий, поскольку олифа разрушает резину.
Про Дмитрия Ивановича Менделеева (27 января/8 февраля 1834 - 20 января/2 февраля 1907) можно рассказывать очень долго, но это достаточно знаменитая личность, о которой уже и так всё известно. Вот, например, 36 фактов из его жизни, можете почитать.
Лично меня поразила версия, по которой Менделееву не дали Нобелевскую премию по причине конфликта со Сванте Аррениусом и братьями Нобель.