Для многих Новый год – главный праздник года. Он как бы подытоживает прожитый цикл и открывает новый (который, как нам хочется, должен быть непременно более счастливым, нежели уходящий).
В детстве я очень любил Новый год, и для меня этот праздник стал символом какого-то сакрального волшебства родом, опять же, из детства.
Ёлка (в моей семье почти всегда – сосна), мандарины, всякие вкусности, подарки. А в телеиндустрии к праздникам готовились совместные российско-украинские мюзиклы: «Золушка», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка», «За двумя зайцами»... Хорошие они были или плохие, дело субъективное, но несли в себе какой-то заряд, имели свою атмосферу. Иногда я возвращаюсь к ним, пересматриваю и... понимаю, что сейчас такого на нашем центральном телевидении не делают. Увы.
Нынешние новогодние «шоу» (именно в кавычках!) – в большинстве своём какое-то блуждание по замкнутой временной петле: минимум новых идей, минимум новых лиц, а «Новогодние голубые огоньки» с «России-1» будто бы уже и не снимают вовсе, а просто монтируют из каких-то нарезок с перебивками из дико хохочущих артистов.
В малолетстве своём я, вслед за почтальоном Печкиным, считал, что главное украшение новогоднего стола – это телевизор. Что ж, наши отечественные телеляпы сделали всё, чтобы я перестал разделять мнение письмоносца из Простоквашино.
В последние года три у меня появился иной символ Нового года. Позвольте представить – работа художника Сергея Николаевича Андрияки «Новогодняя ночь».
На картине мы видим кладбище, вдалеке – город с его огнями, а у могилки сидит старушка с палочкой, держит свечку, ещё одна воткнута в снег на могилке, рядом с украшенной ёлочкой.
По признанию автора, на сей труд его вдохновил услышанный в автобусе рассказ женщины: она похоронила свою дочь и, оставшись на белом свете одна, каждую новогоднюю ночь проводила на могиле дочери. К слову, сам художник возвращался от могилы отца, которую посещал в годовщину смерти.
Я как-то внезапно заметил: в последнее время много людей, с кем когда-то работал или просто общался, разом ушло из жизни. Встретишь знакомца: такого-то помнишь? а такого-то? а такого-то?
Умер.
Умер.
Умер.
В основном, от коронавируса.
С одним одним парнем приятельствовали без малого пятнадцать лет, с моей первой студенческой скамьи. Жили в разных населённых пунктах, но не очень далеко, связи не теряли, созванивались, встречались... В последний раз виделись в сентябре 2019 года, а потом пересечься не удавалось.
Ну как не удавалось...
Мне то лень, то некогда.
А летом 2021-го – звонок от его мамы, как гром среди ясного неба.
Умер...
И не поймёшь: как так-то?! Молодой ведь ещё. А я ему столько всего не рассказал (имелась у меня такая копилка в памяти: переживу какую-нибудь историю – и туда её, с пометкой: нужно будет, дескать, этому товарищу рассказать). Всё, уже не расскажешь...
И почему-то под Новый год хочется вспоминать именно такие случаи и тех, кому уже ничего не расскажешь...
Цените своих родных и близких – они, увы, не вечны.