Найти тему
PRO ГБО

Регистрация ГБО: 2021— 2022

Актуальная процедура регистрации ГБО усложнена настолько сильно, что функционирует с большим скрипом. Состояние этой процедуры в рамках всего 2021 года оставляет желать лучшего. Так 1 июля 2021 года по условиям ГОСТ 33670-2015 для установки на автомобиль ГБО его нужно предъявить в аккредитованную испытательную лабораторию (АИЛ) для проверки. Казалось бы, все просто, но как быть если лаборатория находится в одном регионе, а автомобиль в другом и между вами сотни километров? О подобных несостыковках и других сложностях, которые сопровождали отрасль весь уходящий гол — в нашем материале.

Бизнес пишет

Что произошло в июле? В июле участники рынка стали бить во все колокола – установка ГБО в стране практически прекратилась, в 2020 году на газ переводили десятки тысяч автомобилей, после введения нового ГОСТа лишь несколько сотен, - количество переоборудований сократилось примерно в 10 раз.

Партнёры «Интергазсервис» говорят о том, что в сравнении с прошлым годом количество установок упало приблизительно на 60-70%. Выяснилось, что установщики бросили инструменты и вынуждены были приобщиться к эпистолярному жанру – письма с просьбой о помощи полетели в разные инстанции.

Что же было дальше? Неформальное объединение установщиков «Союз ГБО» в письме президенту Путину обратили внимание на то, что из-за законодательных новшеств замедлилась реализация действующей с 2020 года в России госпрограммы по переводу автопарка на газ.

Авторы письма просили президента инициировать внеочередное заседание правительства по вопросам развития рынка газомоторного топлива с представителями правительства и участниками рынка. Установщики ГБО выдвигали претензии и к Росстандарту, и к Росаккредитации, к ГИБДД и к системе Carcoin.

Вступление в силу нового ГОСТа определено решением Евразийской экономической комиссии, поэтому установщики направили письмо и в ЕЭК, в котором просили отменить соответствующие пункты технического регламента, которые просто сделали работу невозможной

Причины кризиса

Введение ГОСТа стало последней каплей, но ситуация, приведшая к резкому сокращению установок ГБО, возникла не в одночасье, а постепенно обрастала, усложняющими жизнь установщиков факторами, среди них основные:

· введение электронного реестра Росаккредитации (последние поправки вступили в силу в феврале 2021 г.);

· введение блокчейн-системы Carcoin;

· подорожание пропан-бутана;

· начало работы ГОСТа 33670-2015.

Дело существенно осложнялось тем, что на момент начала действия нового ГОСТа в стране было слишком мало лабораторий (26) и недостаточное понимание отрасли чиновниками. Последствия наложения нескольких факторов или недооценивались, или вообще не брались в расчет.

Но и бизнес оказался не готов гибко адаптироваться к новым условиям. Вступление в силу новых норм заставляет менять бизнес-процессы, а это всегда тяжело.

Адаптируйся или…

Попытки приостановить и каким-то образом вернуться к старой практике обречены на провал, так как власти не откажутся от нового регламента. На свои письма бизнес получил, в частности, ответ от Росаккредитации, в котором говорится, что в реестр загружается более 30 тыс. экспертиз и это соответствует количеству переведенных на газ автомобилей.

При этом, как утверждает ведомство, доступность реестра составила 99%, обращений от испытательных лабораторий о замедленной работе реестра не было.

А то, что каждая третья заявка на переоборудование отклоняется, то это потому, что она не соответствует новым требованиям техрегламента. То есть установщикам предлагается освоить новый регламент, адаптировать рабочий процессу к нему, и тогда одобрений будет больше.

Победит дружба.. С государством.

В одном из своих писем СПГО предложил ряд более-менее конкретных мер, которые следовало бы принять для того, чтобы восстановить темпы и динамику газификации транспорта. Объединение предлагает, например, увеличить количество АИЛ (аккредитованные испытательные лаборатории) с 25 (данные на июль, сейчас их больше, - ИГ) до не менее чем 85 во всех регионах страны – но увеличивать его предлагается государству на деньги по госпрограмме «Развитие энергетики».

Кроме того СПГО предлагает принять ГОСТ по внесению изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Как показывает практика, власти редко учитывают такого рода пожелания, но в данном случае они вполне могут услышать бизнес, так как перевод автотранспорта на газ – действующая, актуальная инициатива, государство заинтересовано в её дальнейшей реализации. Скорее всего, по итогам текущего года темпы газификации сократятся по сравнению с предыдущим, что идёт вразрез с целями властей и это требует от них конструктивной реакции.

Что предлагает государство?

Минэнерго в связи с этим сейчас ведёт переговоры с Минпромторгом по вопросам возможности сокращения процедур согласования в случае, если на ТС устанавливается типовое газовое оборудование – это также одно из предложений бизнес-сообщества.

Это возможно в рамках нового профильного ГОСТ “Внесение изменений в конструкцию транспортных средств. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия”, которое может заменить ГОСТ 33670-2015 в ключевых нормативных актах, работа над этим в ведомствах продолжается.

Новый поворот

Но новый виток развития событий случился в ходе обсуждения проблемы в рамках международной выставки GasSuf 2021.

В частности, достоянием профессионального сообщества стали следующие факты:

По информации от Алексея Трибунского, эксперта Минэнерго РФ, государство видит ключевым видом ГМТ — метан. Средства, заложенные на его развитие увеличены вдвое в 2022 году, а механизм субсидирования перевода транспорта стал гибким и доступным любому региону.

По признанию Алексея Кулешова, заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, выяснилось, что ГОСТ 33670-2015 разрабатывался для борьбы с автохламом, а точнее с теми единичными транспортными средствами, изменения в которые были внесены до введения в эксплуатацию.

По сведениям от Александра Соловьева, заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации, восстановить дистанционный формат экспертизы для легкового транспорта помогло официальное разъяснение от Росаккредитации, Росстандарта, ГИБДД, Минэкономразвития и Минпромторга. При этом данное разъяснение является временной мерой до вступления в действие нового ГОСТа.

При этом Сергей Аникеев, заместитель генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ», сообщил, что затянувшийся кризис закончится только после окончания работы по изменению Технического регламента Таможенного союза и ввода в эксплуатацию новой системы ГОСТов. Ожидается, что новый ГОСТ для ГБО может быть принят уже к концу этого (2021) года. Все эксперты ожидают, что он закрепит действующий временный порядок дистанционной экспертизы установленного ГБО и уточнит требования к процедуре.

Проблема с установкой СПГ

Но даже после принятия нового ГОСТа часть проблем останется. Так до сих пор не ясно, когда установщики смогут законно устанавливать на авто системы для работы на сжиженном природном газе (СПГ). Разрабатывать нормы для регламентирования этой процедуры — в ближайшее время явно не собираются.

Ценовая угроза

Но несмотря на всепозитивные факторы, озвученные участниками дискуссии, ценовая угроза остается. Так по словам Артема Данилова, исполнительного директора СПГО, после введения государством дополнительного налогообложения за продажу пропан-бутана, его цена в новом году вырастет на 2,5 рубля, что является огромным риском для вовсю «расшатанного рынка».

СПГО планирует направить открытое письмо, чтобы перенести введение акциза на 1 год, чтобы дать передышку всей отрасли.

Новые шаги

Сможет или нет переродиться отечественная отрасль ГМТ — покажет время, а пока работа продолжается, так «Союз предприятий газомоторной отрасли» c начала ноября собирает мнения по третьему пакету поправок в новые стандарты отрасли — «ТР ТР 018/2011», принятие данного стандарта уже на финишной прямой. Все подробности можно узнать по ссылке: https://spgo.su/kommentariidlyanovogogostrsrochnyysbornovykhpredlozheniy/.

Дорогие подписчики, как вам материл? Есть, что добавить по актуальной ситуации?