Найти в Дзене
Заметки историка

История глупого миссионера: Как сделать мученика в XXI веке? Часть I

Как известно, среди великого множества святых и мучеников, числится огромное множество тех, кто проповедовал евангелие «народам, блуждающим во тьме язычества» и не имеющим счастья причаститься «истинной веры».

Обычно об этих людях рассказываются живописнейшие истории, которые можно поделить на две группы – героически-оптимистическую и трагическую.

В первом варианте миссионер мужественно отправляется проповедовать евангелие язычникам, которые, конечно же, злы как черти.

Но даже они не могут устоять перед словом божьим, крестятся, и, вкусив истины, повергают своих же идолов (идолы обязательно должны присутствовать – это канон жанра). Далее следует радость на небесах и на земле.

Второй вариант начинается примерно так же, но злые язычники оказываются особо ядреного замеса, остаются глухи к слову истины и обрекают проповедника на смерть.

Последняя обязательно должна быть лютой и длительной. Обычно в ее ходе миссионер продолжает провозглашать слово божье к стыду жестоковыйных язычников и никак не хочет умирать, несмотря на все усилия последних.

Но в конечном счете дух его устремляется в горние выси, а убивцы так и остаются на пути в Геенну огненную. Часто им после казни навязчивого оратора еще и прилетают божьи кары. В общем, трагично, но эпично.

Проверить, как оно там было на самом деле, к сожалению, не удастся, поскольку жизнеописания святых писали зачастую через десятилетия, а то и через века, люди, не знавшие лично героев своего повествования, и собиравшие разные байки, рассказанные другими.

К тому же они при этом не чуждались т. н. «лжи во спасение», что означало ложь, ради спасения душ. Так что жития святых и мучеников являются в большей степени сказкой, чем реальностью.

Причем сказкой, которая должна соответствовать определенным канонам, два из которых я привел выше.

Доказательством тому является недавняя трагичная, но смешная история одного современного молодого американского миссионера – Джона Чау.

Увы, чтобы вкусить весь смак этой истории, придется разделить ее на несколько частей.

Джон был верующим американцем, в чем не было бы ничего зазорного, если бы не то, что после окончания школы он поступил в такое позорище, как Университет им. Орала Робертса в Талсе, являющейся оплотом религиозного фанатизма, как в США, так и в т. н. «Библейском поясе».

Чтобы вы знали, что это за ВУЗ, я вам скажу, что это универ "урюпинско-зажопинского уровня", но с уклоном в религиозный фанатизм и завышенным самомнением.

Прославился он разве что коррупцией и многочисленными обвинениями в адрес основавшей его семьи Робертсов, которая в данном заведении упорно держит в своих руках бразды правления, промывку мозгов и, разумеется, кошелек.

Кстати, извините за выражение, Орал, именем которого назван университет, является одним из основателей современного движения проповедников-харизматов, которые обещают вам, как говорил Винни-Пух, всё-всё-всё, если вы присоединитесь к их тусовке, т. е., прошу прощения, к «истинной вере».

Стоит признать, что Орал Робертс был в чем-то гениален, поскольку основанный им бизнес, оказался невероятно успешен и доходен.

Благодаря ему, не только никому до той поры не нужный и малообразованный Орал стал мультимиллионером, но и его дети, внуки, а также бесчисленное число последователей, среди которых числится, к слову, и скандальный украинский пастор нигерийского происхождения Сандей Аделаджа.

Деятельность этих людей оказалась столь успешной, что на Украине последователей Аделаджи и его дочерних заведений было около 1 млн. И среди них культ Орала необычайно высок.

Чтобы оценить, насколько сильна их хватка, можете заглянуть в Википедию, забив в поиск «Робертс, Орал». Там, в главе «Служение и проповедование» вы сможете прочесть буквально следующее: «Он проводил евангелизации и исцеления веры по всей территории Соединённых Штатов и по всему миру, ВОСКРЕШАЯ МЕРТВЫХ».

Вот так… Ни много ни мало. Оказывается, удивительное рядом. От знакомых христиан-харизматов слышал, что он воскресил более 100 человек, и все воскрешения были документально подтверждены. То же самое рассказывали о другом деятеле, вышедшем из этой среды.

В общем, как говорил некто необычайно известный в середине ХХ века, «врите больше: чем больше ложь, тем легче в нее поверят».

Так вот по заявлениям всей этой харизматической шоблы, универ им. О. Робертса является уникальным и лучшим заведением в США, ибо готовит не просто ученых, а ученых, которые подключают к своим исследованиям еще и Бога, что делает их крайне эффективными.

Признаться, подобные заявление только дискредитируют Яхве, его Сына и Духа святого, поскольку получается, что благодаря помощи сей троицы, университет оказался на удивление бесплодным.

Если вы, читатель, поинтересуетесь рейтингом лучших американских университетов, то Оралский универ не попадет даже в самый обширный список. Собственно, в Штатах, само его упоминание является чем-то вроде клейма. Одним словом, это не Массачусетский технологический.

И вот в этом сраме получил образование американский религиозный фанатик Джон Чау, по специальности «лечебная физ-ра». Параллельно, разумеется, его укрепляли в вере, да притом до такой степени, что даже его верующие родители были не в восторге.

Парень стал вдохновляться теми самыми сказками о миссионерах, обращавших «от тьмы языческой во свет христов» целые народы.

Он стал членом миссионерской организации, где готовили деятелей, которые в будущем должны были лишить родной культуры немногие народы вроде племен амазонских индейцев.

Признаться, не могу понять, на кой черт сдались им эти самые индейцы, когда проповедовать можно, скажем куда более опасным афганским талибам или ваххабитам саудовской Аравии?

Вероятно, предложенные мной варианты не подходят по той причине, что даже фанатикам ясно, что цель достигнута стопроцентно не будет, а вот летальный исход практически гарантирован. И изменить этот сценарий будет не в силах никакой религиозный азарт.

А всякие индейцы – народ, хотя и не отягощенный уголовными кодексами, и если что, способный даже убить, но в большинстве случаев к приходящим мирно относящийся мирно, хотя и не всегда с восторгом.

Плюс, определенный уровень наивности и доверчивости к словам, облегчает деятельность миссионеров.

Нельзя не отметить и того, что в проповеди дикарям есть что-то эпичное и живописное, что-то похожее на деятельность древних миссионеров. В отличие от контактов с исламскими фанатиками.

К тому же миссионер, отправившийся к каким-нибудь амазонцам, традиционно берет с собой антибиотики, какие-нибудь технологические средства, которые делают его в глазах первобытных людей практически посланцем божьим и придают его словам веса, благо там никто не знает, что эти достижения к христианству отношения не имеют и созданы по большей части людьми совершенно индифферентными к проповедям.

Разумеется, в исламском мире такой вариант не прокатит, ибо там точно знают, что христианство отдельно, а лекарства и гаджеты – отдельно.

Поэтому ставка в миссионерских организациях делается обычно на проповедь тем, кто либо наивен, словно ребенок, либо достаточно безопасен.

Не была исключением и миссионерская организация, членом которой был тот самый Джон Чау. Мечтая обратить в христианство хоть кого-то, он начал с участия в миссионерских поездках в Мексику, где протестантское христианство проповедовалось либо в среде христиан-католиков, либо в среде давно утративших воинственный пыл индейцев, являвшихся, как минимум, полукатоликами.

Дальнейшие проповеди в ЮАР тоже велись в достаточно безопасной и по большей части уже христианизированной среде.

А вот дальше пошло интереснее. К тому времени американцы уже уничтожили режим Саддама Хусейна в Ираке и поддержали создание Иракского Курдистана.

Христиане там жили и ранее, а теперь регион был еще и под контролем американского контингента. В итоге Джон Чау рванул туда вместе с единомышленниками.

Важно отметить, что Ирак воспринимался тогда в среде американских евангелистов, как едва ли ни Центр Мирового зла, где христиан, чуть ли не каждое утро на бутерброды нарезают.

Проповедовать этим людям считалось верхом мужества, даже если при этом за твоей спиной стояли крепкие «звездно-полосчатые» ребята в камуфле, с самым совершенным оружием, кучей гаджетов и парой танков в придачу.

К этому добавилась и истерия, которую подняли в евангелистских кругах их лидеры. Они утверждали, что, благодаря американскому вторжению в Ирак, исламу придет конец, и, как минимум, миллиард мусульман «примет Иисуса в свое сердце»!

«Грядет великое пробуждение! Аллаху придет конец!» – пророчил тогда верный последователь О. Робертса Кеннет Коупленд, и миллионы христиан поверили в эту чушь.

На то, что сам «Коупленд со товарищи» почему-то в этом пробуждении не участвовали и предпочитали «просвещать» более благополучную и богатую американскую и европейскую паству, предпочли не обращать внимания.

Впоследствии не был замечен и полный провал этого горе-пророчества, ибо к тому времени балаболы «напророчили» много нового и не менее захватывающего.

Однако на начальном этапе, когда на вторжение в Ирак западные христиане надеялись, словно украинцы на Майдан, разного рода наивные мелкие сошки, среди которых был и Джон Чау, отправились обращать иракских мусульман в христианство, свято веруя, что строят дивный новый мир.

Важный момент: то, что их проповедь в который раз стала возможной благодаря силе оружия, никто из христиан не заметил.

Здесь то и было посеяно то, что в итоге приведет к трагедии. На этой ноте я первую часть своего повествования, пожалуй, прерву. В следующей моей публикации вы узнаете, какими путями решил пойти сей молодой человек, к кому он сунул нос и чем всё это закончилось.