Найти тему

Как Рокфеллеру "подложили свинью".

Перед нами фрагмент картины мексиканского художника-муралиста Диего Риверы "Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высокими помыслами на выбор лучшего будущего", которая в свое время стала причиной грандиозного скандала.

А началось все с того, что известный магнат Джон Д. Рокфеллер (первый официальный долларовый миллиардер в истории человечества), в 1932 году заказал Диего Ривере фреску для вестибюля здания "Рокфеллеровского центра", хотя им рассматривались и другие кандидатуры — Анри Матисс и Пабло Пикассо.

Получив заказ, Ривера потратив на работу больше двух месяцев, подложил Рокфеллеру свинью, вписав в свою огромную фреску, площадью почти 90 м², первомайскую демонстрацию в Москве и фигуру Ленина. Весной 1933 года, за неделю до торжественного открытия центра, из-за этого разразился грандиозный скандал.

Диего Ривера и Фрида Кало в холле Рокфеллеровского центра, 1933 год.
Диего Ривера и Фрида Кало в холле Рокфеллеровского центра, 1933 год.

Американские СМИ были возмущены тем, что Рокфеллер оплачивает советскую пропаганду в образе главного борца с капитализмом. Все увещевания и доводы со стороны Рокфеллера, были безрезультатны. Ривера отказался убрать Ленина.

Тогда Рокфеллер распорядился отстранить художника от работы, выплатить ему часть гонорара в размере 14 тысяч долларов, а саму фреску закрыть защитным щитом. Судьба ее решалась почти год.
А в феврале 1934 года фреска была уничтожена: стерта в порошок. По преданию, в ответ на заявления художника о свободе творчества, Рокфеллер веско заметил:
«Это моя стена!» От фрески остались только несколько черно-белых фото, которые успели сделать в процессе работы...