Экономисты называют заботу об окружающих «социальной полезностью». Измеряют социальную полезность с помощью эксперимента под названием «игра в диктатора».
Игра в диктатора
Это игра на эмоциональное лидерство, позволяющая проверить лидера на сопереживание. Для игры нужно два человека, которые не знают и не узнают друг друга. Одного назначают игроком А (эта роль получает название «диктатор»), второго – игроком В (роль «получатель»). Диктатор получает денежную сумму, и ему предлагают разделить сумму между собой и игроком В как угодно. Он может оставить все деньги себе, отдать какую-то часть, отдать половину, отдать все.
После того как диктатор решил, как поделить деньги, игра считается оконченной. Казалось бы, что в этом особенного, но она может многое рассказать о человеке, претендующем на эмоциональное лидерство. Игра помогает показать, насколько лидер эгоистичен. Степень сочувствия определяется процентом денег, которые мы отдали кому-то.
Интересно сравнить результаты этого эксперимента в разных странах, среди разных категорий – разного пола, возраста, профессий. Большинство «диктаторов» дают получателям определенную сумму денег, но больше заботятся о себе. В среднем получателю достается 20%-30%. И все же заботу о другом человеке они проявляют.
Интересно, что если диктатора знакомят с получателем, то он отдает больше денег, если ожидается, что в будущем они встретятся, – получателю тоже достается больше. То же самое касается и варианта, когда диктатор узнает, что получатель входит в ту же социальную группу, или если демонстрирует, что тоже нуждается в деньгах. Эксперимент показывает, что мы в той или иной степени способны заботиться об окружающих, даже если нужно отдать часть от того, что могло бы принадлежать только нам.
Почему мы уклоняемся от заботы
Забота требует сочувствия – это значит чувствовать боль того, кому мы помогаем. То есть, испытывать страдания, негативные эмоции. Инстинкты человека заставляют его избегать боли, поэтому для нас естественен соблазн уклониться от заботы. Вместе с тем именно забота делает нас людьми.
Если окружающие испытывают положительные эмоции – мы любим быть среди них. Присоединившись к чьему-то эмоциональному празднику, мы и сами становимся счастливее. А что касается страданий – не каждому хочется присоединиться к чьей-то боли, испытывать негативные эмоции, грусть.
В такие моменты мы склонны сбежать, защищая себя от этих чувств, и не позволяя проявить человечность. Тогда мы стараемся не смотреть на просящих, нуждающихся, зная, что если посмотрим на них и послушаем их, мы ощутим жалость и отчаяние, нам захочется помочь, проявить заботу. Все человечество сейчас стоит перед вопросом, помогать друг другу или стараться не смотреть туда, где кому-то тяжело. Этот выбор происходит на уровне семей, стран, компаний, отдельных команд. Это либо принято, либо не принято, либо поддерживается корпоративной культурой, либо деликатно замалчивается.
Если компания решила идти по пути открытости и правды, замолчать не удастся, причем и другие эмоции, а не только жалость и потребность человека быть человечным и сострадательным.
Чтобы быть полезным и при этом не переносить чью-то боль, рискуя получить стресс, нужно уметь управлять своими эмоциями – развивать эмоциональный интеллект. Лидеру без эмоционального интеллекта нелегко вести за собой последователей – люди хотят понимания и учета своих потребностей.