Аскольд Якубовский — один из фантастов, которых я открыл исключительно благодаря тому, что начал вести канал на Дзене. Некоторых мне подсказали мои читатели и подписчики (что бы я ез вас делал!), на некоторых — как Якубовского — я случайно наткнулся сам, в процессе поиска материалов для совсем других статей.
Честно скажу, сначала меня привлекло довольно необычное имя. Сейчас самыми разными псевдонимами никого не удивишь, но Якубовский-то писал в семидесятые годы прошлого века, когда претенциозность и вычурность были совсем не в чести. В общем, решил найти тексты и прочитать.
Друзья мои, это было совершенно неожиданно! Я прочитал весь авторский сборник Якубовского «Прозрачник», изданный в серии «Библиотека советской фантастики» издательства «Молодая гвардия» в 1987-м году - увы, через пять лет смерти писателя. Якубовский пришел в фантастику в 1972-м году и скончался в 1983-м. Так мало — всего 10 лет активной работы. Автор был совершенно нестандартный, самобытный и оригинальный...
В статье я хочу рассказать про одну повесть из сборника: «Аргус-12», во-первых, потому что это одно из самых первых научно-фантастических произведений автора (первая публикация все в том же 1972-м году), во-вторых, потому что она показалась мне самой яркой и нестандартной из всей подборки.
По характерному отрывистому, полу-телеграфному стилю, по насыщенности самыми разными фантастическими идеями и концепциями «Аргус-12» напомнил мне творчество Альфреда Ван-Вогта — его цикл о путешествия «Космической гончей», например. Да и динамика у повести очень непривычная для советской прозы — научно-фантастический детектив, без пяти минут боевик с почти что классическим «ссупергероем». Но со несколькими вариациями, которые отличают повесть от типичной «супергеройской» космической оперы.
Для начала - о терминах. «Аргус» - это не какой-то робот, это сложная система, позволяющая «загружать» в психику носителя опыт и знания его предшественников, дополненная кибернетическими устройствами — защитой и оружием. Система не просто меняет сознание носителя, но и в известной мере перестраивает его биологию. Несколько дней — и у вас есть готовый «супермен», настроенный на выполнение одной задачи: исполнение Закона.
Схема, чем-то отдаленно напоминающая «подгрузку» всех былых императоров вселенных в мозг нового из «Дороги доблести» Хайнлайна, с той разницей, что там-то речь шла исключительно о психике, да и задачи у системы «Аргус» попроще. А это именно система: личность исходного носителя+модифицированное тело+киберусиления. Само собой, ни один даже самый хитрый и коварный преступник не способен уйти от такой системы.
Я не стану вдаваться в подробности сюжета — кому интересно, может прочитать сам (надеюсь, что будет интересно). Скажу только, что в нем необычно все. Преступление, которое Аргус расследует и по которому выносит приговор — по нашим меркам вроде бы и не преступление совсем. Концепция абсолютного правосудия, воплощенного в единственном индивидууме (пусть даже и с псевдоличностями всех предыдущих Аргусов) — совершенно необычна для советской фантастики. Но суть оригинальности этой идеи, которую лично я не встречал больше вообще нигде (хотя супергероев-то в современной НФ пруд пруди): это то, что после выполнения задания система «Аргус» выгружается из носителя в свой «черный ящик» (на самом деле, в книге он красный), а бывший носитель, уставший, опустошенный психически и физически, остается наедине сам собой и памятью о былых сверхчеловеческих возможностях… Сознавая, помимо прочего, что должность Аргуса сократила его жизнь как минимум на несколько лет.
Но и это еще не все. Якубовский создал потрясающий мир, в котором разворачиваются события — планета Люцифер, кишащая, сочащаяся неистовой жизнью, в борьбе с которой колонисты как раз и сделали череду неверных выборов, приведших к ним Аргуса. Кислотные летучие медузы, ядовитые слизни, «белые дымы», поглощающая любую органику и даже пластикплесень и грибы. Напомню — повесть вышла в 1972-м году, до взрыва популярности «биопанка» еще как минимум пятнадцать-двадцать лет, а Якубовский уже вовсю оперирует фантастическими допущениями в области генетики - собственно, исходный конфликт как раз закручен вокруг двух стратегий колонизации - «механической», при помощи роботов и техники, и «биологической», при помощи направленных генетических изменений биосферы, для того, чтобы она стала более дружелюбной к хомосапиенсам. Отгадайте, какая оказалась «незаконной».
Подводя итог — очень необычное и яркое произведение (а я рассказал еще не все!). Как жаль, что Якубовский повторил судьбу Стенли Вейнбаума и Вячеслава Назарова: ушел слишком рано, многого не успев...
#ссср #научная фантастика #фантастика #литература #писатели #забытая советская фантастика