Съёмки фильма по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» в начале 1970-х многие считали рискованной затеей. Добрые люди убеждали Леонида Гайдая отказаться от своих планов. К счастью, режиссёр не послушался. В 1973-м фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел на советские экраны, в этом же году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей.
Как в СССР историю про Ивана Васильевича запрещали
Пьесу про машину времени, её изобретателя Шурика (в оригинале он был Николаем Ивановичем Тимофеевым), прохиндея Милославского и царя Ивана Грозного писатель сочинил в середине 1930-х. При жизни Булгакова этому тексту, увы, не суждено было увидеть свет.
«Иван Васильевич» фактически попал под запрет после самой первой попытки поставить по нему спектакль в московском Театре сатиры. Это случилось после того, как на репетицию нежданно-негаданно заглянули представители партийной номенклатуры. Они были шокированы разгулом вольнодумства и потребовали остановить работу.
Удивительно, но до этого текст произведения был благополучно одобрен театральными цензорами, которые согласовали всё без изменений. Была лишь одна просьба - добавить царю Ивану Грозному реплику: «Теперь-то стало лучше, чем тогда!»
Первыми с Иваном Васильевичем познакомились омичи
Пьесу опубликовали только в 1965 году. Через пару лет она была впервые поставлена на сцене. Это случилось в Омске. При этом критики того времени замечали, что глубокий смысл произведения Булгакова при постановке напрочь потерялся — омичи предпочли целиком и полностью уйти в водевильное веселье. Тем не менее, процесс пошёл — пьесу Булгакова начали ставить в провинциальных, а иногда и в столичных театрах. А в 1972-м дошла очередь и кино. Снять фильм по пьесе задумал Гайдай.
Интересно, что во время работы над сценарием режиссёр представлял в главной роли исключительно Юрия Никулина. Под него, собственно говоря, и писался весь сценарий. Однако Никулин не решился стать Грозным-управдомом. Юрий Владимирович был уверен, что фильм либо не позволят доснять, либо его надолго отправят на полку.
Как поссорились Гайдай и Евстигнеев...
Отказ Никулина заставил Гайдая поломать голову над другой кандидатурой на роль царя. На кинопробах очень интересно смотрелся Евгений Лебедев. Однако, если царь удавался ему великолепно, то в качестве управдома артист был менее убедителен.
Интересные пробы оказались и у Евгения Евстигнеева. Но тоже ничего не получилось - артиста забраковал художественный совет. Вполне возможно, что шанс побороться за его кандидатуру оставался, но у Евстигнеева вдруг испортились отношения с Гайдаем.
Также на роль Ивана Васильевича пробовались Георгий Вицин и Владимир Этуш. Ни тот, ни другой «в цари» не подошли — по большей части, из-за шлейфа предыдущих ролей. Тем не менее, Этуша режиссёр решил оставить в фильме в образе товарища Шпака.
Почему из фильма «убрали» Андрея Миронова
В конце-концов роль царя-управдома досталась Юрию Яковлеву. Актёр лучше всех справился с задачей раздвоения на совершенно разных персонажей, пусть и с «одним лицом».
Интересно, что появление в картине Яковлева создало новую проблему. Актёр Андрей Миронов, который уже был утверждён на роль Жоржа Милославского, не очень хорошо смотрелся в кадре вместе с Юрием.
Гайдаю пришлось отказать Миронову и пробовать новые кандидатуры. Так, ловким жуликом чуть было не стали Георгии Юматов и Бурков, Сергей Никононенко и Анатолий Кузнецов. Пробовался даже Вячеслав Невинный. Когда на пробы пришёл Куравлёв, стало понятно, что поиски можно прекращать. Это было лучшее попадание в образ.
Почему царю запретили жарить котлеты
Как позже вспоминал Гайдай, цензоры практически не «резали» его комедию. Фильм лишился только нескольких реплик и одной сцены — в ней царь Иван Васильевич должен был жарить на советской кухне котлеты. Подобную трактовку образа самодержца признали чересчур вольной и, возможно, кощунственной.