Храм — место, где совершается богослужение, где люди приобщаются к Богу через молитву и церковные Таинства. Что нужно знать об устройстве православного храма?
Первое. Храмы бывают деревянные, каменные или построенные из иных материалов. Они могут сильно отличаться один от другого по внешнему виду, однако в архитектуре всех православных храмов есть нечто общее: они увенчиваются куполом с крестом (или несколькими куполами с крестами). Православный храм почти всегда можно отличить от обычных зданий, не предназначенных для богослужения. К некоторым храмам бывает пристроена колокольня.
Второе. Все православные храмы, за редчайшим исключением, обращены алтарем на восток. Это имеет глубокий смысл: восток символизирует Христа, Которого богословские и литургические тексты именуют «солнцем правды» или «востоком свыше».
Третье. Внутри храм, как правило, делится на три части: алтарь, собственно храм и притвор. Иногда граница между притвором и главной частью храма архитектурно никак не выделена. Что же касается границы между алтарем и остальной частью храма, то она всегда обозначена алтарной преградой — чаще всего в форме иконостаса.
Четвертое. Наиболее священным местом храма является алтарь. Он предназначен прежде всего для священнослужителей (епископов, священников, диаконов) а также для церковнослужителей (иподиаконов, чтецов, алтарников), участвующих в богослужении. Входить в алтарь могут только лица, имеющие на то благословение, а прикасаться к престолу и стоять перед престолом — только священнослужители.
Пятое. Помимо главного алтаря в храме могут быть боковые алтари, располагающиеся на одной линии с главным алтарем или оформленные как отдельные помещения внутри главной части храма. Алтари иногда называют приделами (соответственно, говорят о главном и боковых приделах).
Шестое. В центре любого алтаря размещен престол. Перед ним стоит священник во время богослужения, на него возлагаются Святые Дары — хлеб и вино, предназначенные для Евхаристии. На престоле лежит Евангелие, которое в особые моменты богослужения 03:06 выносится из алтаря для чтения и для поклонения верующих. На престоле лежит антими́нс — специальный плат, на котором стоит подпись епископа (эта подпись является свидетельством того, что храм принадлежит конкретной епархии и что священники этого храма имеют благословение епископа на совершение богослужений). По обычаю Русской Церкви в антиминс вшивается частица мощей мученика или святого, что отражает древнюю традицию совершения Литургии на гробницах мучеников. Та же традиция нашла отражение в том, что частица мощей мученика или святого вкладывается в сам престол при его освящении. За престолом (а иногда и на престоле) располагается семисвечник —подсвечник с семью лампадами. В левой части алтаря располагается жертвенник, на котором священник готовит хлеб и вино для Евхаристии.
Седьмое. Основная часть храма, отделенная от алтаря иконостасом, предназначена для священнослужителей и мирян. Перед иконостасом располагается солея́ —возвышение, по которому во время богослужения ходят священнослужители. Центральная часть солеи называется амвоном — с него священник произносит проповедь. По краям солеи располагаются клиросы, где во время богослужения размещаются певчие. Основное пространство храма за богослужением занимают миряне. Как правило, они в течение всей службы стоят. Некоторые даже думают, что отсутствие скамеек для мирян является особенностью, отличающей православный храм от католического. Это не совсем верно. В древних православных храмах стояли скамейки, а в большинстве греческих храмов они и сейчас стоят. Согласно церковному уставу, на некоторых частях богослужения принято сидеть, например, на чтении псалмов или апостольских посланий. Возглас «Премудрость, прости» — то есть, «Встаньте прямо», указывает на то, что те, кто до этого сидели, призываются встать. Этот возглас звучит, в частности, перед чтением Евангелия, которое положено слушать стоя. Впрочем, в Русской Церкви, по-видимому, никогда не было сидений для мирян в храмах.
Восьмое. Стены храма могут быть украшены фресками, на которых изображаются различные события Священной истории Ветхого и Нового Заветов, а также сцены из житий святых и образы святых. Тематика фресок, как правило, имеет отношение к тому событию или святому, которому посвящен храм. Изображения на фресках располагаются рядами, как и в иконостасе.
Девятое. Для совершения богослужения используется специальная утварь, в том числе священные сосуды. К числу таковых относится чаша, в которую вливают вино для Евхаристии, и дискос — тарелочка, на которую кладут хлеб для того же Таинства. Для причащения мирян используется ложечка, именуемая по-славянски лжицей. Для воскурения фимиама употребляется кадило. Архиерей за богослужением использует двухсвечник и трисвечник, именуемые по-гречески дикирием и трикирием. Также на архиерейском богослужении используются рипиды с изображением херувимов.
Десятое. Каждый священнослужитель и церковнослужитель для богослужения облачается в соответствующие его сану одежды. В практике Русской Церкви эти одежды бывают разных цветов. В частности, по воскресным дням служат в золотом, на Рождество, Крещение, а также в дни памяти ангелов в белом, в праздники Богородицы в голубом, в дни памяти мучеников в красном, в дни памяти преподобных в зеленом, в будни Великого поста в черном, а по воскресеньям Великого поста в фиолетовом. Архитектура и внутреннее убранство храма призваны напоминать верующему о невидимом мире, существующем за пределами мира видимого, а также о том, что богослужение, совершаемое людьми на земле, является частью небесной Литургии, в которой участвуют ангелы, святые и все усопшие христиане. Каждая деталь храмового убранства, каждый элемент церковной утвари и облачения духовенства имеет символический смысл, напоминая о реальностях Царства Небесного, к которому верующие приобщаются через участие в богослужении.
#храмы россии #церковь #церковь и общество