Найти тему

Женотдел: феминистское движение Советского Союза

Оглавление

Советское правительство рассматривало домашние обязанности женщин как социалистический вопрос.

Основанный несколькими выдающимися женщинами-революционерами, Женодтел сыграла важную роль в формировании СССР и защите прав женщин, пока Сталин не закрыл его в 1930 году.

Давайте рассмотрим официальный женский комитет СССР, целью которого было освободить женщин от домашней работы и привлечь их к советской рабочей силе.

Предыстория

Вплоть до советских времен женщины несли на себе основную тяжесть домашних обязанностей. Женщинам не разрешалось голосовать или занимать государственные должности независимо от класса. Получали образование только аристократические женщины, и даже тогда у них был ограниченный доступ к образованию. Большинство крестьянок были неграмотными. Но когда к власти пришли большевики, все это изменили три революционера-первопроходца.

-2

Надежда Крупская была женой Ленина и по праву уважаемым большевиком. Она была личным секретарем и доверенным лицом своего мужа, а также долгое время выступала за образование женщин. Во время изгнания пары в Европу они познакомились с Инессой Арманд, живя в Париже.

Уроженка Франции Арманд тоже жила в изгнании, избежав ареста за распространение пропаганды в Москве. Во время своей эмиграции она стала секретарем Комитета иностранных организаций, где координировала работу сети большевиков по всей Европе.

Благодаря ее усилиям она получила возможность встретиться с Лениным и перейти в высшие эшелоны социалистических изгнанников. Время, которое она провела с Лениным и Крупской, укрепило ее социалистическую решимость и укрепило отношения с ними обоими. В Ленине она нашла любовника, а в Крупской нашла товарища и коллегу-феминистку. Тем временем Александра Коллонтай продвигала свою собственную феминистско-социалистическую повестку дня.

-3

Арманд первой возглавила Женотдел

Феминизм и социализм

Наблюдая за ужасными условиями, в которых находились фабричные рабочие-женщины, Коллантай организовала протесты для женщин, чтобы они боролись за свои права и выступали против системного патриархата. Эти митинги росли в размахе и силе, и на свои усилия Коллантай потратила три года, уклоняясь от ареста.

-4

В конце концов она сбежала в Европу, где присоединилась к большевистской диаспоре в 1908 году. Она продолжала публиковать свои собственные брошюры, в конечном итоге начав писать для журнала "Работница", посвященного вопросам, влияющим на включение женщин в рабочую силу, которую имели Крупская и Арман. Её статьи начали публиковаться в 1914 году. Когда к власти пришел Ленин, Коллантай стала первой женщиной в кабинете Ленина, заняв пост уполномоченного по социальному обеспечению.

Хотя официально это не входило в ее обязанности, Коллонтай продолжала отстаивать права работающих женщин. Она помогла разработать закон, который, помимо прочего, сделал развод и аборты более доступными. Находясь на служебных постах за пределами Москвы, Коллонтай была встревожена тем, что с царских времен условия труда для многих женщин на фабриках не улучшились. Вместе с Арман и Крупской она обратилась к партии с ходатайством о создании комитета, занимающегося социальным обеспечением женщин, чтобы они могли выйти на рынок труда без препятствий. Это и было началом Женодтела.

Между 1919 и 1930 годами Женодтел проводил кампании в Москве и по всему СССР. Организация выступала за освобождение от работы по дому и дала возможность женщинам присоединиться к рабочему классу. При этом она обратилась к проблемам, которые угрожали затруднить трудоустройство женщин.

-5

Структура организации была аналогична структуре главной коммунистической партии. Пропаганда и высшее руководство базировались в Москве, а главы регионов и добровольцы работали по всему Союзу, чтобы задействовать крестьянское население по всей стране. Двумя основными направлениями Женотдела были образование и набор персонала. Одна группа отвечала за просвещение женщин, а другая втягивала их в советскую машину в качестве рабочих.

Женодтел послужил развитию феминизма и коммунизма. Организация внедряла в женское мировоззрение, что они были проводниками перемен и что их личное освобождение превратит Россию в настоящее социалистическое общество. Сам Ленин утверждал, что настоящий коммунизм начнется только тогда, когда будет решена проблема домашних обязанностей. Александра Коллонтай официально заявила, что домашнее подневольное состояние - это не феминистская, а социалистическая проблема.

Коллонтай считала нуклеарную семью «неэффективным использованием труда, еды и топлива» и отстаивала, что разделение жены и повара так же важно, как разделение между церковью и государством. Она считала, что брак и нуклеарные семьи - устаревшие идеи, и их важность уменьшится по мере того, как коммунизм станет сильнее.

-6

Однако не все были согласны с ее стремлением изменить семейные структуры и отношения. Стремление Женотдела вывести женщин из дома не всегда приветствовалось. На самом деле, многие люди чувствовали это угрозой.

Многие женщины изначально думали, что программа служит для отделения матерей от детей, и сопротивлялись идее искоренения нуклеарной структуры семьи. В религиозно консервативных советских республиках и регионах женщины, которые игнорировали культурные нормы и протестовали против них, подвергались жестокому наказанию.

-7

Один такой инцидент произошел в Международный женский день 8 марта 1927 года в Ташкенте, Узбекистане. Женщины в центральноазиатских государствах СССР были мишенями Женотдела (и, в частности, Коллонтай). Они считались более угнетенными патриархатом и религией, чем женщины в других областях. Они также рассматривались как возможность вырастить пролетариат в этих отдаленных частях региона. Коллонтай вела активную кампанию за то, чтобы женщины в этих регионах отказались от своей традиционной одежды, которая включала в себя парпнджу или хиджаб.

Когда началось празднование женского дня, по улице маршировали процессии женщин в чадрах в рамках праздничных парадов. Когда процессия вышла на центральную сцену, тысячи женщин сбросили чадры и выкрикивали революционные заявления. Последствия были немедленными и жестокими. Многие из этих женщин стали изгоями; или, что еще хуже, они были изнасилованы и убиты традиционалистами, а их тела вывешены на обозрение в деревнях. Местным активистам угрожали и убивали.

Наследие Женотдела

Когда Сталин пришел к власти, он утверждал, что освобождение женщин было достигнуто, поэтому комитет больше не нужен. Со временем Женотдел потерял влияние, пока организация не была полностью закрыта. Постепенно, к середине 1930-х годов, многие социальные и гендерные нормы, которым бросил вызов Женотдел, вернулись. Женщинам пришлось нести двойное бремя домашних обязанностей и заработка.

Несмотря на относительно короткую продолжительность жизни, достижения и влияние Женотдела нельзя недооценивать. Усилия комитета можно увидеть в коммунализации жилищных условий и введении общих домашних кухонь, что было направлено на сокращение объема домашних обязанностей и предоставление женщинам возможности присоединиться к рабочей силе. Женотдел провел кампанию по улучшению условий для беременных фабричных рабочих и создала государственные учреждения по уходу за детьми.

-8

Комитет также добился огромных успехов в привлечении женщин в качестве рабочих. Это позволило правительству охватить удаленные общины женщин, которые внесли значительный вклад в государственную деятельность в качестве сельскохозяйственных рабочих. За свою короткую жизнь Женотдел продвинул повестку дня партии и предоставил общественные и политические силы многим женщинам. Возможно, часть наследия комитета - это ещё и женщины, которые, несмотря на свои домашние обязанности, становились промышленниками, учёными и первооткрывателями.