Судьба высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между двумя российскими столицами снова под вопросом. В августе мэр Москвы Сергей Собянин согласовал проект строительства будущей линии протяженностью около 680 км, где составы должны разгоняться до 400 км/ч. Появление такой дороги позволило бы добираться из одной конечной точки в другую примерно за 2,5 часа.
Еще в сентябре сообщалось, что первый поезд по новой трассе сможет пройти в 2027-м, а на следующий год будет запущено регулярное движение. Но в ноябре в СМИ появилась информация о возможном отказе от проекта или переносе сроков на несколько лет вперед — тема обсуждалась в Правительстве РФ.
Хотя, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, о полной отмене кампании речи не идет; в то же время чиновник дал понять, что ждать первую для страны ВСМ все-таки придется дольше, чем предполагалось ранее.
Требует внимательного рассмотрения
Президент России Владимир Путин на встрече с журналистами 23 декабря 2021 года подтвердил, что вопрос строительства высокоскоростных магистралей требует внимательного рассмотрения и тщательных подсчетов. Глава государства заметил, что опыт других стран, включая Китай, показывает убыточность подобных инициатив. «Для нашей страны это важно», — подчеркнул Путин, обращая внимание на экономическую составляющую. Напомним, согласно предварительным данным, проект оценивается примерно в 1,7 трлн руб.
В качестве альтернативы рассматривается вариант строительства выделенного грузового хода между Москвой и Питером. По сообщению источника газеты «Коммерсантъ», на таком решении настаивает РЖД. Правда, по мнению ряда экспертов, необходимости в дополнительных путях, учитывая существующий грузопоток, нет.
Параллельно предполагается усовершенствование действующей линии с целью наращивания скоростей, по которой сегодня курсирует «Сапсан». Последний, к слову, способен разгоняться до 350 км/ч, но в данный момент его средняя скорость на направлении «Москва – Санкт-Петербург» составляет 200 км/ч; лишь на отдельном участке поезд едет быстрее. Как отмечали неоднократно критики проекта ВСМ, «Сапсан» вполне справляется с существующим пассажиропотоком.
Появление ВСМ сделает авиаперелеты бессмысленными
С опаской на проект смотрят авиаперевозчики, которые понимают, что «железка» неизбежно оттянет на себя часть пассажиров. А ведь именно это направление сегодня является для них одним из самых высокодоходных. На что обратил внимание и президент во время пресс-конференции, отметив, что запуск ВСМ сделает на этом плече авиацию бессмысленной.
Таким образом, Владимир Путин дал понять, что ожидать в 2027 году завершение проекта не стоит. Ранее, в апреле 2019-го, был отменен (вернее, отложен на неопределенный срок) проект ВСМ «Москва – Казань», который назвали нерентабельным. Причем за три месяца до этого власти одобрили первый этап его реализации — строительство линии до Нижнего Новгорода.
В течение нескольких лет на проектирование успели потратить не один десяток миллиардов рублей. А в текущем году в РЖД сообщили, что работа в этом направлении продолжается. Ранее компании пришлось переключиться на ВСМ между двумя столицами, но не исключено, что теперь приоритет отдадут восточному направлению. Весной 2021-го премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал выделение части средств на реализацию этого проекта.
Спорный вопрос
Сама по себе тема ВСМ для России является спорной; мнения на этот счет высказываются разные, в том числе и в отношении убыточности таких линий. В частности, в комментарии нашему каналу управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик отметил, что при реализации проектов ВСМ на окупаемость необходимо смотреть шире, учитывая мультипликативные эффекты.
Например, по заказу одной из «дочек» РЖД, они проводили расчеты в отношении ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург», которые показали, что суммарный рост ВРП (Валовый региональный продукт) на прилегающих территориях до 2050 года составит 16 трлн руб.
Что касается направления «Москва – Санкт-Петербург», то здесь Фурщик согласен, что строительство ВСМ на данном участке — вопрос неоднозначный, учитывая наличие «Сапсанов». По его мнению, вариант реконструировать действующую дорогу для увеличения скоростей может оказаться более конкурентноспособным.
Кстати, Китай, о котором упомянул президент, в этом году принял решение снизить темпы строительства новых ВСМ в стране. Например, теперь они не появятся на маршрутах, загруженных менее, чем на 80%. Сегодня протяженность высокоскоростных магистралей в КНР составляет около 38 тыс. км — четверть всей железнодорожной сети страны.