Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Теоретическое разъяснение принципов Эмэйского стиля «Кулак огненного дракона», основанного на мягкости и податливости

Эмэйский стиль ушу «Кулак Огненного Дракона» - хуолун цюань (火龙拳) основан на принципе изложенном ещё мудрецом Лао-цзы (老子) в известном труде «Дао де цзин» (глава 40). Данный отрывок гласит:

Превращение в противоположное есть действие Дао,
Слабость есть свойство Дао.
В мире все вещи рождаются в бытии,
А бытие рождается в небытии.
反者道之动
弱者道之用
天下万物生于
有生于无.

На основе разумного использования принципов боевых искусств многих иных школ в итоге была сформирована тактика и стратегия стиля «Кулак Огненного Дракона». Основной принцип кратко можно обозначить так:

Придерживаться мягкости, пребывать подобно женщине
守柔处雌
-2

Великий Лао-цзы полагал, что в природе появление новых вещей всегда сопровождается их слабостью, но тем не менее они всегда полны энергии и жизненной силы, подобно тому как рождается ребёнок, хотя он и слаб, однако в нём больше жизни чем в старом человеке. Поэтому слабость - это естественный закон «рождения», как это и определяется в главе 52 «Дао де цзин»:

В Поднебесной имеется начало, и оно – мать Поднебесной. Когда будет постигнута мать, то можно узнать и ее детей. Когда уже известны ее дети, то снова нужно помнить о их матери. В таком случае до конца жизни [у человека] не будет опасности. Если [человек] оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения [от бед].
Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение слабости называется могуществом. Следовать сиянию [Дао], постигать его глубочайший смысл, не навлекать [на людей] несчастья – это и есть соблюдение постоянства.

А также глава 78 из «Дао де цзин» гласит:

Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять. Поэтому совершенномудрый говорит: "Кто принял на себя унижение страны – становится государем, и, кто принял на себя несчастье страны – становится властителем".
Правдивые слова похожи на свою противоположность.

Итак, это значит, что вода кажется самым слабым веществом, но она может пробивать всевозможные самые твердые предметы («вода камень точит» или вспомните как вода разрывает железную систему отопления в домах), таким образом в мягкости воды таится громадная сила.

-3

Основываясь на этих природных явлениях, Лао-цзы выдвинул теорию, согласно которой

мягкое сильнее твёрдого, а слабое могущественнее сильного.

Эти теоретические положения о том, что необходимо сохранять мягкость и податливость, а кроме того защищать слабых, имело большое влияние на формирование принципов стиля «Кулака Огненного Дракона» и его тактико-стратегической концепции. Эта концепция проявлена в таких принципах как:

  • «побеждать движение покоем» ( 以静制动),
  • «преодоление твёрдости и с помощью мягкости» ( 以柔克刚 ),
  • «начать позже, но прийти раньше» (后发先至),
  • «защита и отступление – высоко ценятся» ( 崇下尚).

«Кулак Огненного Дракона» - это кулачное искусство, родиной которого является провинция Сычуань. И поскольку эта же провинция является родиной даосизма, то его теория и вся система техник и методов также находилась под глубоким влиянием даосизма и даосской теории.

С точки зрения ведения боя или боевого поединка (цзицзи 技击), «Кулак Огненного Дракона» акцентирует внимание прежде всего на том, что необходимо заманивать и завлекать противника, где его неизменно ожидает ловушка, принцип юди шэнь жу (诱敌深入), а также выжидать и нанести ответный удар, уничтожить противника ответным ударом, принцип хоуфа чжижэнь (后发制人).

Это осуществляется с помощью ловкости и сноровки (шоуцяо 手脚), а также заранее продуманно хитроумного плана действий (натренировывания «ловушек»), а также упомянутого раннее принципа «преодоление твёрдости с помощью мягкости» ( 以柔克刚 ). Это приводит к осуществлению «заимствовать силу, прилагать силу» (цзе ли ши ли 借力使力).

-4

«Кулак Огненного Дракона» (хуолунцюань 火龙拳) использует три уровня позиций:

  • средний (чжун 中),
  • низкий (ай 矮),
  • верхний (шан 上).

Есть теория трёх кругов (пань 盘 ) или уровней , соответственно верхний, средний и нижний. Особо ценится работа на нижнем уровне или на так называемом «нижнем круге» (ся пань 下盘).

Тактика и стратегия в «Кулаке Огненного Дракона» направлена на «побеждать движение покоем» , «преодоление твёрдости и с помощью мягкости» и «начать позже, но прийти раньше». В реальном бое воплощается в основном в следующих аспектах:

  • «мягкий внутри (в сердцевине) таит в себе жёсткость (во вне)» (жоу чжун ю ган 柔中寓刚);
  • «снаружи мягкий, а внутри твёрдый» (вай жоу нэй ган 外柔内刚), не безызвестный также принцип в #тайцзицюань «иголка в стоге сена»;
  • «гармоничное сочетание твёрдости и мягкости» (ган жоу цзи хэ 刚柔结合).

Ци (气) – это то, что мягкое, а сила Ли (力), это то, что твёрдое. С помощью энергии Ци - сила Ли преобразовывается и трансформируется. Мастер в стиле «Огненного Дракона» может казаться мягким как вата, а на самом деле он твёрд как металл. На первый взгляд он выглядит слабым, но внутри он очень силён, так как у него гармонично развиты и соединены внутренние и внешние силы. Причём с наружи это никак не видно окружающим людям, и это удобно эффективно используется во время поединка для победы над противником, который не ожидает таких изменений и трансформаций.

Кроме того необходимо использовать принцип «избегать полноты, устремляться в пустоту» ( биши цюсю 避实就虚). То есть избегать столкновения там, где противник имеет реальную силу и ударить в его самое слабое место. Когда агрессивный противник атакует, нельзя его атаковать в лоб фронтально, а необходимо его заставить промахнуться и воспользоваться его слабым местом, брешью в обороне и неожиданно контратаковать. Это и есть естественное заимствование силы противника и расходование небольшого количества собственных усилий для победы над более сильным противником.

Информация взята из книги "Технические особенности и описание культурной традиции школы Эмэйского ушу «Кулак огненного дракона» хуолун цюань (火龙拳) "

Автор перевода - Владимир Амида (с).

Полная информация по данному стилю и его внутренней доктрине будет раскрыта на закрытом вэбинаре 26 декабря (воскресенье). Все подробности здесь.

Обращаю внимание. что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника. Материалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.

С уважением, Глава Общества изучения багуа чжан "БАГУА МЭНЬ" (с) Владимир Амида

Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!