Осмотрев в предыдущей статье с палубы теплохода главную достопримечательность города Дзержинский – Николо-Угрешский монастырь, мы подошли к гидроузлу Трудкоммуны. К гидроузлу по левому берегу Москвы-реки ведёт улица Трудкоммуны. Названия гидроузла и улицы связаны с названием детской трудовой «Коммуны имени Дзержинского», организованной в Николо-Угрешском монастыре в 1920-годы.
Вид на плотину и шлюз гидроузла с нижнего бьефа.
Трудукоммуна является вторым (из шести) гидроузлом Москворецкой шлюзованной системы. Ранее назывался Бесединским по расположенному на правом берегу Москвы-реки села Беседы. Гидроузел Трудукоммуна, как и остальные пять, построены в составе шлюзованной системы в 1874-1877 годах, проходили реконструкцию в 1920-1932 и потом в 1971-1972 годы.
Так выглядел кусочек берега реки в 2013 году на подступах к шлюзу.
Плотина гидроузла расположены у правого берега Москвы-реки.
Правее на снимке – шлюз №11 у левого берега реки. Вдоль берега сооружена причальная стенка.
Вид через створ плотины на село Беседы. Над кронами деревьев возвышаются шатры церкви Рождества Христова. Многоэтажки на заднем плане – это уже Южный административный округ Москвы.
По преданию, село получило своё название в XIV веке, когда князь Дмитрий Донской «собрал беседу» (по нынешней терминологии – военный совет) на берегу реки Москвы перед угрозой нашествия войска хана Мамая. После разгрома в 1380 году ханского войска в Куликовской битве Дмитрий Донской в благодарение Господу за победу повелел на месте «беседы» возвести церковь Рождества Христова. Каменный храм на месте деревянной церкви был возведён между 1584 и 1598 годами Дмитрием Годуновым.
Слева по борту (и слева от плотины) виден непроточный рукав Москвы-реки, который вместе с основным руслом реки образует полуостров у правого берега с узким перешейком (дамбой?).
Вид на нижнюю голову шлюза.
В составе плотины имеется 2 пролёта, оборудованные металлическими затворами: водосбросный (слева) шириной25 метров и судоходный шириной 50 метров. Во время половодья затворы поднимаются, для этого и сооружены башни по бокам пролётов.
Заходим в камеру шлюза.
В камере швартуемся правым бортом к стенке у левого берега.
Зелёный левый борт и зелёный правый берег.
Сегментные поворотные ворота верхней головы шлюза.
По уже сложившейся традиции, для полноты картины добавлю пару чужих снимков, и это снова будут кадры Михаила Архипова с сайта cruiseinform.ru.
На снимке верхний бьеф гидроузла Трудкоммуна.
При взгляде с верхнего бьефа шлюз находится слева от плотины.
После выхода из камеры шлюза через пару километров мы окажемся на территории Москвы, продолжение путешествия – в следующей статье.
Начало плавания по Московской области:
На теплоходе по городскому округу Луховицы. Московская область, часть 1
Гидроузел «Белоомут»: старый шлюз. Московская область, часть 2
На западе городского округа Луховицы. Московская область, часть 3
По Оке до Москвы-реки. Московская область, часть 4
Вечерняя Коломна: вид с Оки. Московская область, часть 5
Коломенский кремль ночью: вид с Москвы-реки. Московская область, часть 6
Шлюз №15 гидроузла Северка на Москве-реке. Московская область, часть 7
Шлюз №13 гидроузла Софьино на Москве-реке. Московская область, часть 8
Раменский район, прибрежные сёла на Москве-реке. Московская область, часть 9
Шлюз №12 гидроузла Андреевка на Москве-реке. Московская область, часть 10
Москва-река в 10 километрах от МКАД. Московская область, часть 11
Николо-Угрешский монастырь, вид с Москвы-реки. Московская область, часть 12
О путешествии по Оке можно почитать здесь:
Из Нижнего вверх по Оке. Нижегородская область, часть 13
На автобусе по Мурому. Владимирская область, часть 1
Рязанская область: взгляд с Оки, начало. Рязанская область, часть 1
Мой виртуальный круиз вверх по Волге (и другим рекам) начинается в Самаре, от речного вокзала и дальше по маршруту: Самарская область – Ульяновская область – Республика Татарстан – Чувашская Республика – Республика Марий Эл – Нижегородская область:
Речной вокзал и его причалы. Самара, часть 1
На круизном теплоходе по Волге. Ульяновская область, часть 1
Татарстан: первые круизные впечатления. Республика Татарстан, часть 1
Волго-камский круиз до Елабуги. Начало. Татарстан, часть 20
Козловка: первые километры в круизе по Чувашии, часть 1
Из Чебоксар в Йошкар-Олу на автобусе. Марий Эл, часть 1
По Волге к Макарьевскому монастырю. Нижегородская область, часть 1
Подпишитесь на мой канал – будем путешествовать вместе. Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#московская область #москва-река #гидроузел трудкоммуна #шлюзы #путеводитель