35 лет назад, в августе 1986 года, в СССР закрыли проект разворота сибирских рек в сторону высыхающего Аральского моря. Последним гвоздём в гроб безумной идеи стал, по крайней мере, так считается, доклад группы академиков во главе с А. Яншиным и личное письмо Михаилу Горбачёву, оба документа раскрывали катастрофические последствия переброски части стоков северных рек.
Что заставило партийных бонз отказаться от грандиозного проекта, который по своим масштабам, а главное – стоимости, мог затмить БАМ, освоение целины и космос вместе взятые?
Однако, начнем с того, кому вообще пришла идея поворачивать реки вспять?
Считается, что ещё в 1871 году украинский общественный деятель и журналист Яков Демченко выпустил книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран». Демченко мечтал смягчить климат, а заодно наводнить засушливые районы, создав огромные, судоходные водохранилища с портами, которые в перспективе могли соединить Азовское и Чёрное моря.
Но где взять столько воды для рукотворного моря? Вот здесь свой взор мечтатель обратил на сибирские реки – Обь, Иртыш, Енисей. По приблизительным подсчётам реки несли в Северный Ледовитый океан около полутора миллиардов кубометров воды в год!
Часть «бесполезных» стоков и планировали направить в противоположном направлении.
Грандиозный проект более семидесяти лет оставался забытым, пока о нём не заговорил академик Обручев. Он осмелился написать письмо Сталину, но ответа не получил.
Более предметно о перераспределении «бесполезной» влаги в СССР заговорили в мае 1966 года после очередного пленума ЦК партии. Первой в разработку попала Обь, на которой планировали построить ГЭС, а стоки Нижне-Обского водохранилища направить в солончаковую впадину Челкар –Тенгиз (Шалкартениз). Готовый водоём находится в Актюбинской области, в низовьях реки Тургай, которая несколько веков назад наполняла впадину водой.
Таким образом, высохшая чаща стала бы крупнейшим водохранилищем Казахстана, орошая окрестные поля. В конечном итоге сибирские реки должны были наполнить умирающий Арал.
Параллельно планировалось поднять уровень Каспия, повернув Печору, Северную Двину и ряд более мелких рек. С естественным рельефом решили бороться кардинальным образом – применив ядерные заряды. Проект засекретили, в документах он проходил под кодовым названием «Тайга».
Первые взрывы прогремели в 1971 году на севере Пермского края, образовав вопреки ожиданиям огромное озеро, наполненное радиоактивными отходами.
В дальнейшем от использования мирного атома отказались, испугавшись реакции мировой общественности, хотя планировали взорвать 250 зарядов. В ходе разработки долгосрочного проекта учёные определили, что уровень Каспия начал подниматься, тогда взялись спасать Аральское море.
Одним из главных «толкачей» проекта из числа партийных бонз стал глава Узбекской ССР Шараф Рашидов. По мнению научного руководителя Института водных проблем РАН Виктора Данилова – Данильяна, вода в конечном итоге так и не добралась бы до мелеющего Аральского моря, разливаясь на хлопковые поля. Кстати, причиной высыхания Арала явилось как раз чрезмерное зарегулирование Сырдарьи и Амударьи.
Отбор воды из Оби планировалось увеличить с 20 до 80 миллиардов кубометров в год. А чтобы река не обмелела – подпитать ее с помощью мощных насосов от Енисея через притоки.
Воду требовалось гнать против течения Оби или Иртыша, подняв на высоту более 100 метров. Технически это было возможно только с помощью мощных перекачивающих станций, мощностью свыше 1000 кубометров в секунду.
Оборудование требовало большого расхода электроэнергии: для первой очереди в 10,2 млрд. кВт/ч, для второй очереди — 35—40 млрд. кВт/ч.
На реализацию грандиозного проекта первоначально заложили астрономическую сумму – 10 млрд рублей. По мнению того же Виктора Данилова – Данильяна, сумму сильно занизили, чтобы не пугать Госплан. Последствия поворота рек (этот термин придумал писатель Сергей Залыгин), так до конца и не просчитали, возможно, просто не обнародовали.
Учёные считали, что, как минимум, произойдёт засоление Северного Ледовитого океана, сдвинется полюс холода, в Сибири резко потеплеет. Из-за подъема грунтовых вод могли образоваться огромные солончаки на юге, а на севере огромная территория ушла бы под воду. Изменение климата коснулось бы территории от Аральского моря до Северного Ледовитого океана.
Несмотря на письменные протесты учёных, проект двигали. Над ним работали 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР), 32 всесоюзных министерства и 9 министерств союзных республик.
Гигантскому судоходному каналу придумали название - «Азия». Его размеры действительно поражали: длина около 2550 км, ширина от 130 до 300 метров, глубина — 15 метров. Срок реализации растягивался на 50 лет.
Но тут случился массовый мор кремлёвских старцев. Ушли из жизни дорогой Леонид Ильич Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, к власти пришёл Михаил Горбачёв, затеявший другой мегапроект – перестройку.
Возможно, кому-то параллель покажется странной, но внимание кремлёвских бонз на экологию заставила обратить авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.
Устранение последствий потребовало немалых усилий и финансов. В итоге стало понятно, что в ближайшем будущем страна не потянет дорогостоящий проект и от него отказались. Вскоре раскололся Союз Советских республик. В 90- годы идею пытался будировать мэр Москвы Юрий Лужков, написавший книгу «Вода и мир», но идея окончательно заглохла.
Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»
Возможно, вы пропустили другие интересные материалы: