Ограничения, связанные с пандемией, все больше и больше вынуждают нас обращаться к виртуальному миру. А я снова и снова пытаюсь разобраться, может ли он обеспечить равноценный доступ к самым интересным и красивым объектам человеческой культуры, путем изучения коллекций европейских музеев, экспонаты которых «выставляются» на просторах сети интернет.
В прошлой статье речь шла о коллекции Гамбургского музея прикладного искусства и ремесел, а сегодня мы ненадолго обратимся к богатствам Дворца изящных искусств в Лилле (интересно как разительно отличаются названия: у практичных немцев приземленное и скучное – «прикладные искусства и ремесла», а у французов это уже искусства «изящные»).
Эта крупнейшая во Франции коллекция предметов искусства за пределами столицы. Музей был основан в 1809 году по приказу Наполеона о популяризации искусства. Основную часть первоначальной коллекции составляли богатства, конфискованные у аристократии в ходе французской революции, потом были трофеи наполеоновских армий, а дальше все как обычно: покупки, подарки благотворителей и т.п.
Сейчас музей экспонирует как предметы декоративного искусства, так и шедевры искусства монументального. Особый интерес представляют его коллекции, относящиеся к эпохам средневековья и Ренесанса, с них и начнем.
Экспонат № 1: Алтарь Святого Георгия, Германия, 1480-1490гг.
Из нескольких сотен экспонатов средневекового искусства выбрать какой-то один было сложно, но этот приглянулся мне сразу по нескольким причинам. Первое, что обращает на себя внимание – тонкость работы, рельефный орнамент и обилие сложных деталей. С подобным вниманием и тщательностью в то время создавались, пожалуй, только предметы религиозного культа – для других сфер человеческой жизни такое изящество и красота были излишеством и непозволительной роскошью.
Второе – это, конечно, хорошо знакомый всем христианам сюжет. Безымянный мастер дотошно воспроизвел легенду о св.Георгии, при этом сумев отразить не только значимость главного героя – образ святого, убивающего дракона, является главной, центральной фигурой на алтаре, - но и второстепенных персонажей, чьи маленькие, почти игрушечные фигурки едва заметны (крошечный замок и спасенная принцесса за спиной святого рыцаря), но все же выполнены максимально реалистично, с учетом канонов изобразительного искусства того времени.
Легенда о св.Георгии – достаточно популярный сюжет для религиозного искусства, широко распространившийся в Европе в 13 веке. Вполне логично, что многие мастера того времени пытались так или иначе отразить его в своем творчестве, но этот вариант, наверное, один из самых удачных.
Даже сейчас мало кому бы удалось создать настолько простой и лаконичный шедевр, так развернуто и точно передающий сюжет целой легенды…Тем более, наделенный таким обаянием какой-то строгой и сдержанной готической красоты.
Экспонат № 2: фаянсовый настенный фонтан 1660-1670гг.
Этот экспонат вообще исключительный по многим параметрам. Даже на официальном сайте музея стоит вопросительный знак напротив функционального назначения фонтана.
Дело в том, что до появления водопровода в 19 веке, вода в дома подавалась через систему насосов и на стенах часто можно было видеть подобные металлические фонтаны-умывальники. Вот только, как считают специалисты музея, фаянсовый фонтан был слишком большой ценностью, чтобы иметь столь приземленное назначение, и имел, скорее всего, чисто декоративные функции.
Не знаю, но как с моей точки зрения, такой элемент декора, не имеющий никакого прикладного значения, вряд ли бы был кому-нибудь интересен. Хотя, трудно не согласиться с тем, что милые, миниатюрные сценки и персонажи, изображенные на нем, в сочетании с притягательностью мягких, скульптурных фигурок и форм белоснежного фаянса обладают своеобразным, легким и нежным очарованием – еще одной формой красоты.
А еще, если кому-то этого мало, на внутренней стороне фаянсового тазика (тоже украшенного росписью) в качестве бонуса есть забавное изображение Посейдона, управляющего колесницей, запряженной единорогом и козой.
Экспонат № 3: скульптура «Странствующий рыцарь», Эммануэль Фремье, 1878г.
Еще один экспонат, в котором не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Сначала обращает на себя внимание воинственная грация средневекового рыцаря, как будто только что сошедшего со страниц волшебной легенды. Он важно и уверенно смотрит вперед, на встречу новым подвигам, крестовым походам, рыцарским турнирам… Благодаря его образу ненадолго мысленно погружаешься в романтику средневековой баллады…
Но потом внезапно видишь его «трофей», пристегнутый к седлу: отрубленная голова поверженного врага. Но что это за враг? Чем примечательна эта голова? На ней мы можем видеть рога, да и черты ее «лица» кажутся немного деформированными, необычными…
Скорее всего, это поверженный демон, а рыцарь – вовсе не обычный странник, путешествующий по дорогам средневекового мира в поисках приключений. Его подвиги более значимы и опасны – он божий ратник, без времени, возраста и принадлежности к эпохе…
На самом деле, считается, что Фремье создал эту скульптуру как иллюстрацию к произведению Виктора Гюго «Легенда веков»
«Скитались рыцари когда-то по земле.
Мелькнув перед толпой, как молния во мгле,
Они невольный страх на лицах оставляли
И оставляли свет там, где они блуждали…
Так воле вопреки людей, что рядом жили,
Они суд высшей справедливости вершили,
Господни рыцари шли за нее на бой
В любом углу земли, везде и в час любой.
(«Легенда веков», «Странствующие рыцари» В.Гюго)
В годы третей республики, когда Франция была раздавлена тяжелыми последствиями франко-прусской войны, образ такого защитника-спасителя, наверное, казался особенно притягательным. А в музее он быстро стал самым любимым экспонатом. Не случайно, что в 1914 году планировалось даже сделать бронзовую копию этой скульптуры, чтобы установить во дворе, перед входом, но первая мировая война помешала этому.
Теперь сотрудники музея шутят, что если как в американском фильме, экспонаты Дворца изящных искусств когда-нибудь оживут, то странствующий рыцарь станет безусловным хозяином этого места.
Экспонат № 4: «украшение для камина/дымохода» (так его обозначают французы), Михаил Врубель, 1900 год.
Это экспонат-загадка для французских музейщиков. Мало того, что его обнаружили чисто случайно в запасниках музея в 2011 году, так еще и сюжет оказался крайне своеобразным.
Когда-то работы Михаила Врубеля были отобраны для павильона России на всемирной парижской выставки 1900 года. По-видимому, его приобрели для коллекции музея, но по каким-то причинам в конце 1950-х годов убрали из экспозиции в резерв.
Современные сотрудники, обнаружив ящик со 154 керамическими деталями ярких цветов и совершенно разных форм и размеров, были, мягко говоря, удивлены. На сборку этого умопомрачительного «пазла» они потратили ни один месяц, а вот о том, что на нем изображено, равно как и о его функциональном назначении, гадают до сих пор.
Веселья ради привожу официальное описание к данному экспонату, размещенное на сайте музея.
«По форме – это каминная полка с очагом в центре, используемая в традиционном русском доме-«избе». Оформление довольно эффектное. Справа изображен человек в доспехах, который держит в руках оружие. Под ним качает гривой огненный конь. Слева – огромный мужик в ярком наряде, украшенном звездами, держит плуг и кобылу. Их с обеих сторон украшают две птицы с женскими головами, с традиционными русскими прическами. Это иллюстрация легенды о русском воине и пахаре Микуле, воспевающая победу русского крестьянства над аристократией».
Ну и как вам? Конечно, очень лестно представление французов о том, что подобное украшение использовалось в традиционных русских избах, да и о «победе крестьянства над аристократией». Но с учетом специфики русской культуры и особенностей сюжета, все не так и уж и плохо.
Любит наш народ загадывать загадки и ломать мировоззрение бедных европейцев. Из-за этого всегда любопытно и интересно читать описания к отечественным памятникам и сюжетам в европейских музеях, французы в этом отношении мне особенно нравятся: они, в основном, отзываются о нашей культуре лестно и уважительно (еще об одном таком экспонате можно почитать здесь).
Экспонат № 4: ваза Chalmont, Гектор Гимар, 1900-1901 гг.
Опять я не могу обойти вниманием мой любимый модерн, правда на этот раз, в кое-то веке, я обошлась без любимого Галле и Лалика. Но творчество Гектора Гимара тоже можно считать исключительным, как, наверное, и любого художника эпохи модерна.
Эта ваза, созданная им в рамках сотрудничества со знаменитой Севрской мануфактурой, разительно отличается от привычных цветочных и растительных орнаментов, характерных для школы Нанси, например. Но в то же время она отражает и характерную для всего модерна в целом приверженность естественным, природным мотивам и формам.
Только на этот раз, возможным источником вдохновения было что-то более простое, чем цветы и растения, возможно – шершавые морские раковины или известковые, белоснежные скалы Нормандии, а может что-то еще… В любом случае, получилось снова что-то прекрасное, изящное и необычное – новая, почти совершенная форма хрупкой, эфемерной красоты…
Что же на этом я до поры до времени прощаюсь с огромной коллекцией Дворца изящных искусств Лилля. Как и многие другие французские музеи, он достаточно лоялен и предоставляет возможность познакомится с большинством своих самых ценных экспонатов в виртуальном пространстве, а вот для того, чтобы познакомится со всей коллекцией, придется ждать снятия противоковидных ограничений…
Сайт музея: https://pba.lille.fr/
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Статьи канала о музеях:
7 интересных экспонатов из коллекции Гамбургского музея;
Музей моды города Парижа;
Музей Клюни, музей Средневековья;
Модерн школы Нанси.
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге;