Продолжение темы. Начало - здесь.
Кроме подводных извержений вулканов, вызывающих цунами, и некоторых прочих возмущающих поверхность морей факторов, основной причиной морских волн являются ветра.
В этом легко убедиться, взяв блюдце с водой и подув на поверхность воды. Попробовали? Чем сильнее вы будете дуть, тем выше поднимутся волны в блюдце – вплоть до перехлестывания через край. Это уже можно приравнять к шторму.
Кто же дует на поверхность моря, вызывая шторма, угрожающие жизни мореплавателей? В древние времена ответ на этот вопрос не вызывал сомнений – Бог морей Нептун, ну пусть Посейдон, как его называли в Греции. На Руси тоже был свой бог ветров Стрибог, но древняя Русь морскими просторами не располагала, поэтому его возможности вызывать морские волны оставим за пределами нашего повествования.
Но с возникновением новой религии – христианства, - Нептун остался не у дел и сейчас его приглашают только для проведения праздничных мероприятий по пересечению судном экватора.
Теперь ветра вызываются некими силами небесными, а их изучением в наше просвещенное время занялась наука – гидрометеорология. А за перемещением воздушных масс по поверхности Земли в наше время наблюдают со спутников.
Недавно такой Тайфун по имени Рай
проехал по Филиппинским островам. О жертвах этого тайфуна вы уже могли слышать в новостях.
Вот почему я всегда по возможности стараюсь держаться от тайфунов на достаточном расстоянии.
Но это удаётся далеко не всегда и не всем.
Что уж говорить о прошлом веке, когда не существовало наблюдения со спутников, а следовательно, и прогнозирование перемещений циклонов было не столь точным, как сейчас.
Как-то в середине 80-х годов мы везли пшеницу из Канады в Находку. Погрузка зерна в Ванкувере прошла в целом благополучно.
Зерно равномерно распределили по длине судна по трюмам. Но последний трюм оказался загружен лишь на три четверти. Погрузку пришлось остановить, так как судно уже выбрало допустимую грузоподъёмность. Осадка судна достигла предельной величины, больше брать груза на борт запрещено. Получилось примерно как на картинке: слева трюм полный от борта до борта, а в трюме в центре имеется пустота. Это довольно опасное состояние. Называется «свободная поверхность». В сильную качку возможно пересыпание («перетекание») зерна от борта к борту. Плавание в таком состоянии требует от капитана соблюдать особую осторожность.
Тут ещё следует упомянуть о нерегулярности волнения, с которой все хорошо знакомы по знаменитой картине Ивана Айвазовского «Девятый вал».
То есть волны бегут одна за другой какого-то среднего размера, а тут вдруг выскакивает огромная волна и наносит сокрушительный удар по кораблю. Я ещё в молодости пытался считать регулярность появления неординарных волн и пришёл к выводу, что это далеко не девятая волна по счёту. В гидрометеорологии существует термин – волна трёхпроцентной обеспеченности. То есть наиболее достоверно появление высоких волн с вероятностью 3 процентов.
Выбрав оптимальный курс и скорость при расхождении с циклоном в Тихом океане, мы равномерно покачивались на волнах, возвращаясь с грузом пшеницы из Канады в Находку, когда нам попалась такая 33-я, а может, сотая или даже пятисотая волна, которая резко наклонила судно на левый борт. Точный угол крена я не помню, градусов 20 – 30, но его было достаточно, чтобы зерно пересыпалось на борт, препятствуя выпрямлению судна в вертикальное положение. Новая волна могла увеличить крен судна и привести к полному опрокидыванию.
Вариант выравнивания крена путём приёмки балласта в танки противоположного борта представлял сильную опасность. Судно сильнее погрузилось бы в воду, а очередной удар волн мог вызвать новое пересыпание зерна на тот же борт – и тогда неминуемое переворачивание судна. Поэтому капитан (а я тогда был ещё старпомом) выбрал более безопасный, хотя и трудоёмкий способ решения проблемы. Весь экипаж с лопатами собрался в трюме, где произошло смещение зерна. И вперёд – и с песнями. Десятки тонн зерна вручную перекидали с борта на борт до выпрямления крена. Примерно вот так.
Только солнышка и свежего воздуха не было. Были переносные лампы и пылюка, которой приходилось дышать в закрытом трюме. Сами понимаете, крышки трюмов открывать было нельзя, иначе бы трюм заливало волнами. Да и при таком крене и качке это было просто невозможно сделать технически.
Несколько часов авральных работ – и все довольные пошли пить чай, а выправленное судно последовало дальше.
Но этот циклон нашёл себе другую жертву.
В нескольких милях от нас следовало другое судно нашего пароходства, из серии «морковок», прозванных так за оранжевый корпус, построенный с повышенной прочностью – для плавания во льдах.
У них тоже случилась неприятность: от ударов волн якорь сорвался с крепления и начал биться о наружную обшивку корпуса. Вопрос времени – когда лапы якоря пробьют брешь в обшивке и вода начнёт поступать внутрь судна. Они решили попытаться втянуть ослабший якорь назад в клюз и закрепить по-походному. Послали на бак аварийную партию. Вероятно, принимали меры к тому, чтобы сократить риск работы на баке до минимума. Но здесь их постигла неудача.
Море не хотело отказываться от жертв. Очередной «девятый вал» или волна 3хпроцентной обеспеченности или сотый вал – обрушился на бак и смыл всех, кто там находился, как песчинок. К счастью не за борт, а на главную палубу. Но один из моряков ударился головой о брашпиль с такой силой, что череп не выдержал. Так мы узнали о происшествии: наши соседи спрашивали по радио, нет ли у нас на борту опытного хирурга, чтобы попытаться произвести трепанацию черепа. Хотя на советских судах всегда находились судовые врачи, но чаще всего терапевты. Спасти моряка не удалось...
Тема волн-убийц неисчерпаема. Думаю, когда-нибудь к ней еще вернуться.
Наберитесь терпения. Пишите, задавайте вопросы.
Спасибо за прочтение.
#волны-убийцы #тайфун