Транспортные компании разослали клиентам письма с предупреждением о повышении тарифов на грузоперевозки на 15-25%. Эту информацию подтверждает крупнейшая отраслевая организация «Грузавтотранс».
На дворе – самый горячий сезон для грузоперевозок, так что скачок тарифов быстро ощутят на себе все потребители.
Транспортные компании обосновывают рост цен возросшими расходами. За последний год подорожали автомобили, запчасти, а также дизельное топливо.
Почему так произошло?
Зимний дизель пал жертвой налоговой
В регулярных затратах грузоперевозчиков почти 50% приходится на дизельное топливо. Стоимость дизтоплива в России выросла в среднем на 9% за литр. То есть, на 16-19%. Он равномерно дорожал в течение года, а затем в декабре случился резкий скачок. Хотя Росстат фиксирует более скромные 10%.
Но если говорить о сезонном зимнем дизтопливе, то верны, скорее, данные грузоперевозчиков. Так, биржевые цены на него за год взлетели на 26%.
Зимнего дизельного топлива в России традиционно не хватает, его дефицит оценивался в 19% и покрывался за счет компаундирования летнего дизеля с авиакеросином. Этим занимались многочисленные нефтебазы.
Но в 2021-м году Минфин изменил позицию по взиманию акцизов. Ранее, ведомство разъясняло, что если для производства одной подакцизной продукции используется другая подакцизная продукция, то доплачивать за более дешевый компонент не нужно. То есть, нефтебазы смешивали дизтопливо с более дешевым керосином, получали зимний дизель и платили за него единый акциз. А теперь ФНС заставляет их доплачивать акцизы за керосин, что делает производство зимнего дизеля – экономически невыгодным. Из-за этого на бирже случился дефицит предложения, что привело к рост цен.
Взлет цен на автозапчасти
О кризисе полупроводников в автопромышленности слышали уже все. На фоне него и падения курса рубля серьезно подорожали запчасти к автомобилям, а также техобслуживание. Например, автошины подорожали на 45-60%, а моторные масла 25%. Некоторые отдельные позиции выросли в цене даже вдвое.
По данным грузоперевозчиков, Scania уведомила о повышении цен на нормочас в сервисе на 15%, Renault – увеличило стоимость запасных частей на 30%, а цены на прицепы и тягачи поднимутся по России в среднем на 5 000 – 7000 евро в следующем году.
Административная нагрузка
Несмотря на разговоры о необходимости снижать цены и поддерживать транспортную сферу, большинство тарифов были проиндексированы. «Платон» поднял цены на 4%, проезд по Западному скоростному диаметру в Петербурге подорожал на 40%, «Автодор» поднял тарифы на 10%. Автострахование подорожало на 7%.
Инфляционные ожидания
А самое плохое, что рост расходов и не думает замедляться. Эксперты говорят, что кризис полупроводников и дефицит новых машин останется с нами на весь 2022-й год.
Стоимость ОСАГО и КАСКО планируют повысить, потому что текущие тарифы не могут компенсировать возросшую стоимость ремонта автомобилей. Ожидается, что для коммерческого транспорта страховка может подорожать на 50-60%.
В такой ситуации при отсутствии поддержки отрасли рост цен – неизбежен.