Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

40 лет тому назад. 7 хитов фестиваля «Песня-81».

Оглавление

В эфире третий выпуск цикла публикаций, приуроченного к полувековому юбилею советского и российского песенного фестиваля «Песня года». В материалах я вспоминаю памятные песни с фестивалей других юбилейных лет. Ранее мы уже перемещались на 30 и на 20 лет назад, а сегодня предлагаю погрузиться в далекий «брежневский» 1981 год и вспомнить некоторые композиции, прозвучавшие на «Песне-81». По традиции фестиваль выходит в эфир в первые дни следующего, наступившего года, в данном случае – 1 января 1982.

«Песня-81» была связана с именем советской журналистки Татьяны Коршиловой. Она вела этот фестиваль и и была автором сценария. Её соведущими на «Песне-81» стали мэтры Муслим Магомаев и Александр Масляков. Для Коршиловой фестиваль «Песня-81» оказался последним, телеведущая трагически ушла из жизни в сентябре 82 года в результате автокатастрофы. Ей было всего 35 лет.

Ведущие фестиваля "Песня-81" Татьяна Коршилова и Муслим Магомаев
Ведущие фестиваля "Песня-81" Татьяна Коршилова и Муслим Магомаев

Татьяна Юрьевна Коршилова оставила след в советской культуре не только как ведущая и автор музыкальных программ, но и как поэтесса, написавшая слова ко многим песням. В программе «Песни-81» прозвучала композиция на её стихи «Цветет черемуха к похолоданию». Эта песня с музыкой Григория Пономаренко фигурирует в числе самых известных произведений в наследии Коршиловой как поэта-песенника. Исполнила её певица Татьяна Петрова, в те годы – начинающая исполнительница, а ныне – Заслуженная артистка РФ. Автором слов подписана Татьяна Иванова – это девичья фамилия ведущей и поэтессы Коршиловой.

Фестиваль «Песня-81» имел свои особенности, как бы сегодня сказали «концепцию», которую как раз и разработала Татьяна Коршилова. В 1982 году Советская страна отмечала 60-летие, этой теме и посвятили фестиваль, много внимания было уделено музыкантам из союзных республик. В числе дебютантов фестиваля на «Песне-81» была молодая певица из Грузии Тамара Гвердцители, в будущем – мэтр эстрадной песни, народная артистка двух стран. Она представила песню на грузинском языке,

Всего прозвучало 34 композиции, в краткой публикации возможно рассмотреть лишь несколько, материал выдержан в привычном для цикла формате 7 песен основной части + бонус. В данном случае при составлении подборки я советовался с представителями старшего поколения, которые в рассматриваемый год находились в активном возрасте и помнят и фестиваль, и популярные песни того времени, и «музыкальный климат» эпохи в целом.

«Я тебя рисую».

Муз. Р. Паулс, ст. А. Дементьев. Исп. Яак Йоала.

-2

Рассказ о песнях фестиваля, где делался уклон на исполнителей из разных уголков СССР, начнем с композиции с прибалтийским акцентом. Прибалтика в советской музыкальной культуре стояла особняком, некоторыми слушателями её представители воспринимались почти как иностранцы. Это был своего рода «буфер» между двумя музыкальными мирами – советским и западным, многие прибалтийцы обрели всесоюзную популярность. На рубеже 70-80-х годов широкую славу эстонский певец Яак Йоала, первый исполнитель песни «Я тебя рисую», которая широко известна до сих пор и продолжает звучать голосами разных артистов. С ней Йоала и выступил на фестивале «Песня-81», в том же году в рубрике «Звуковая дорожка» именно он был отмечен как «лучший певец».

Музыку этой композиции написал один из самых знаменитых латышей в истории советской музыки Раймонд Вольдемарович Паулс. Для музыкальных реалий того времени он был фигурой знаковой, его песни с русскими текстами разных поэтов становились суперхитами. Известно, что многие вещи Паулса до обретения ими всесоюзной популярности на русском языке существовали и исполнялись по-латышски. Относительно песни «Я тебя рисую» информации о существовании латышского варианта я не нашел. Песня датирована 1981 годом. Что в данном случае появилось раньше – музыка или стихи, также выяснить не удалось. Слова написал Андрей Дементьев, и вот о стихотворении как раз есть интересная информация.

Песня композитора Раймонда Паулса, основанная на истории одного художника. Какие ассоциации возникают, когда Вы слышите подобную фразу? Конечно же, первым делом в голову придёт пугачёвский хит «Миллион алых роз» со стихами Андрея Андреевича Вознесенского, вышедший в конце 1982 года. Но в наследии Паулса есть и другая, более ранняя песня, вдохновленная сюжетом из жизни художника. Эта композиция на стихи Андрея Дементьева «Я тебя рисую».

В творчестве Андрея Дмитриевича Дементьева известно немало примеров, когда он садился за перо, вдохновившись каким-то услышанным, увиденным или прочитанным эпизодом. Так было и в этот раз. Вот что рассказывал сам поэт:

"Это абсолютно реальная история про одного художника, который из своего окна всё время наблюдал за девушкой. Она часто гуляла где-то в парке - то в беседке, то у фонтана. Он маниакально был в неё влюблён и постоянно её рисовал. У него вся комната была увешана её портретами".

Этой историей Андрей Дмитриевич поделился в разговоре с современным российским певцом, выпускником «Фабрики звезд» Марком Тишманом, который исполнил одну из заметных кавер-версий этой композиции. Свой разговор с поэтом Дементьевым Тишман изложил на своем официальном сайте.

«Я тебя рисую» перепевали многие артисты современной эпохи, она часто звучала на музыкальных конкурсах. Её стал исполнять земляк композитора, хорошо известный русскому слушателю латышский певец Интарс Бусулис, частенько мелькающий на музыкальных телепроектах и сборных концертах российского телевидения.

«Осенняя мелодия»

Муз. Ю. Саульский. Ст. Л. Завальнюк. Исп. Т. Рузавина и С. Таюшев

Семейный дуэт Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева на рубеже 70-х – 80-х годов обрел большую популярность у слушателей, исполнители часто появлялись в теле и радио эфирах. Их творческая история началась в ансамбле «Надежда» в 1979 году, вскоре они стали выступать вдвоём, сложилась семейная пара, они вместе и на сцене, и в жизни. В наши дни Рузавина и Таюшев по-прежнему остаются действующими артистами, готовят новый материал, имеют свой круг почитателей, но для широкой аудитории уже менее заметны.

На «Песне-81» в их исполнении прозвучала «Осенняя мелодия» композитора Юрия Саульского на стихи Леонида Завальнюка. Мелодичная, лиричная песня считается одной из главных «визитных карточек» дуэта. Композиция родилась на свет за два года до того, как стала лауреатом главного советского песенного фестиваля. Годом её рождения указывается 1979. До Рузавиной и Таюшева с этой песней соприкасались знаменитые советские певцы, звезды первой величины. Первенство в исполнении произведения исторически закрепилось за Софией Михайловной Ротару, также её пел Иосиф Кобзон, но всесоюзным хитом песня стала, попав в уста семейного дуэта Рузавиной и Таюшева.

«Для них (имеются в виду Ротару и Кобзон) «Осенняя мелодия" стала песней проходящей, а для нас – главной!»

- говорил в одном из своих интервью Таюшев.

«Если б не было войны»

Муз. М. Миньков, ст. И. Шаферан исп. В. Толкунова

«Мой милый, если б не было войны», - эта песня, по сей день часто исполняемая и перепеваемая на праздничных концертах к 9 мая, получила всесоюзную известность в исполнении Валентины Толкуновой.

Проникновенно исполненная песня попала к Валентине Васильевне не сразу. Как и многие знаменитые советские песни, она родом из кино, и писалась специально для художественного фильма. В конце 70-х – начале 80-х годов тема Великой Отечественной войны была очень популярна в советском кинематографе. Как раз в 1981 году на экраны вышел фильм «Приказ: огонь не открывать» режиссеров Юрия Иванчука и Валерия Исакова, посвященный противостоянию СССР и Японии. Композитором в фильм был приглашен Марк Минков, уже имевший успешный опыт написания музыки к военным лентам. Режиссеры хотели, чтобы песня в фильме была маршевой, но Марк Анатольевич увидел композицию иначе. Композитору захотелось создать балладу, исполняемую от лица женщины, своего рода «плач». В источниках встречаются упоминания, что бабушка Минкова, пережившая Великую Отечественную и потерю близких людей, часто повторяла фразу «Если бы не было войны». Она и натолкнула композитора на лейтмотив песни, с которым он пришел к поэту-фронтовику Игорю Шаферану за текстом. Поэт, не понаслышке знавший о войне, быстро написал проникновенные, щемящие стихи.

Из фрагмента воспоминаний Марка Минкова следует, что изначально он предложил эту песню Алле Борисовне Пугачевой. Композитор и певица в те годы успешно сотрудничали. Минков вспоминал, что Пугачева как-то спросила, нет ли у него новой песни, он показал «Если б не было войны», но певица отказалась, её смутил текст, а именно – строчка о внуках в третьем куплете.

Ирония судьбы в том, что в фильм этот самый, не понравившийся Пугачевой, третий куплет не попал, его вырезали. В фильме песня прозвучит голосом Жанны Рождественской, известной певицы и признанного мастера закадрового исполнения.

В материалах, описывающих историю этой песни, встречается достаточно много оценочных суждений. Например, пишут, что уже на уровне производства фильма высказывались мнения о том, что он станет проходным. Марк Анатольевич, конечно же, не хотел, чтобы его песня была забыта, более того, окончательный смонтированный вариант эпизода с исполнением Рождественской его не впечатлил. Чтобы «спасти» песню, он решил передать её в репертуар Валентины Толкуновой. Есть упоминания, что обратиться к ней Минкову посоветовал Иосиф Кобзон.

Ещё до выхода фильма Минков и Толкунова начали совместную работу над этой песней. Таким образом, песня параллельно стала существовать в двух версиях – кинематографической – от Жанны Рождественской и эстрадной - от Валентины Толкуновой.

В версии, исполненной на «Песне года», композиция «Если б не было войны», начинается с маршевого проигрыша. Сразу вспоминается, что изначально Минкову заказывали марш, который тоже был написан и включен в фильм в инструментальной версии. Этот проигрыш - своего рода отсылка к фильму. В материалах фан-сообщества Толкуновой воспроизводится следующий эпизод. В процессе работы над песней певица поинтересовалась, какая ещё музыка есть в этом фильме. Миньков ответил, что там есть марш.

«Ах, там есть марш, ну вот с него мы и начнем», - предложила Толкунова.

Толкунова и Минков работали над песней полгода, она далась певице не легко, требовала не только вокального исполнения, но и попадания в образ. Вот, как об этом вспоминала Валентина Васильевна:

«Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне - одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Понимая это, думаешь, что это ведь не просто романс, спеть ее просто как романс – недостаточно»

Следом за Толкуновой и Рождественской эту песню исполняли многие: от современниц той эпохи, когда создавалась произведение, до певиц нового века, вроде Зары и Алсу. В качестве иллюстрации приведу исполнение актрисы театра и кино Ирины Муравьёвой.

«Девушка из Полесья» («Алеся», «Олеся»)

Муз. О. Иванов, ст. А. Поперечный. Исп. ВИА «Сябры»

Анатолий Ярмоленко - солист ВИА "Сябры" на "Песне-81".
Анатолий Ярмоленко - солист ВИА "Сябры" на "Песне-81".

ВИА «Сябры» - представители богатой на музыкальные коллективы Белорусской республики, коллектив из города Гомеля, выступили на фестивале с композиций ставшей, пожалуй, их самым узнаваемым хитом:

«Живет в белорусском Полесье кудесница леса Алеся»,

В русскоязычном культурном пространстве в современную эпоху имя героини песни более распространено в, восходящем к украинскому, варианте – Олеся, но в белорусской традиции оно пишется через А – Алеся. Эту песню «обзывают» то так, то так. Официальное, авторское название композиции, под которым она была представлена на «Песне-81»,- «Девушка из Полесья».

Под сценическим именем Алеся прославилась белорусская певица, родная дочь первого и главного исполнителя этой песни, солиста «Сябров» Анатолия Ярмоленко. По документам она названа Ольгой и появилась на свет двумя годами раньше, чем её отец запел о «кудеснице леса». Российскому телезрителю звездная семья недавно напомнила о себе участием в проекте «Две звезды. Отцы и дети» на Первом канале, в премьерном выпуске в их исполнении прозвучала эта песня.

В репертуар «Сябров» песня вошла ещё в 1978 году. Автор музыки этой песни – композитор Олег Иванов, стихи, пронизанные «белорусским духом», написал известный поэт-песенник Анатолий Поперечный, уроженец украинских земель. В соавторстве с Ивановым он создаст немало песен для разных артистов, в том числе и для «Сябров».

Изначально же Иванов предполагал, что «Алесю» он отдаст в репертуар других знаменитых белорусов – ВИА «Песняры». Некоторые интернет-источники песню до сих пор приписывают этому коллективу, у них действительно была композиция с этим именем в названии. Но это совсем другая песня, которая исполняется на белорусском языке. Музыкальные журналисты пишут, что Мулявин в своё время не взял творение Иванова-Поперечного в свой репертуар как раз потому, что песня с таким названием у них уже была. В современном Интернет-пространстве путаница всё равно возникла. Доходит до нелепого: на одном и том же сайте приведены стихи Поперечного, а ниже – запись «Песняров» с песней на по-белорусски, хотя это совсем разные вещи.

Идею предложить песню «Сябрам» Иванову, по одной из версий, подсказал как раз Мулявин, по другой – редактор Ольга Молчанова. Она познакомила композитора с руководителем коллектива Валентином Бадьяровым, который сыграл важную роль в становлении «Сябров». На начальном этапе своей деятельности ансамбль был коллективом при гомельской филармонии, не имеющим статуса ВИА. Бадьяров, бывший участник «Песняров», принял руководство в 1975 году и фактически вывел «Сябров» на профессиональный уровень. Как раз в 1981 Бадьяров покинет коллектив, руководителем станет Ярмоленко.

«Сонет» («Люблю»)

Муз. М. Таривердиев, ст. У. Шекспир (рус. пер. С. Маршак) Исп. трио "Меридиан".

Советские, а позже и российские композиторы для написания песен нередко обращались к образцам классической поэзии, в том числе и зарубежной. На «Песне-81» прозвучали очень популярные песни с текстами классиков мировой литературы. Одну из них, на стихи Уильяма Шекспира исполнило трио «Меридиан» – известный коллектив, в состав которого входили Надежда Лукашевич, Николай Сметанин, Владимир Ситанов. В основу музыкальной композиции положен 103 Сонет Шекспира, в переводе Самуила Яковлевича Маршака. В эфире имя переводчика обозначено не было, композиция подписана просто как «Сонет». Также песня фигурирует под названием «Люблю».

Музыку написал Микаэл Таривердиев, в чьем творческом наследии есть несколько популярных вокальных циклов на стихи классиков, в том числе и цикл «Сонеты Шекспира».

Сотрудничество с одним из ведущих композиторов, автором академических произведений, музыки из кинофильмов и всесоюзно известных песен принесло успех трио «Меридиан». Работать с Таривердиевым музыканты начали в 1980-м. В 1983 году на «Мелодии» выйдет пластинка «Трио Меридиан поёт песни М. Таривердиева», куда войдут несколько произведений, написанных на сонеты Шекспира.

Говоря о песнях, на стихи классиков зарубежной литературы и прозвучавших в программе «Песни-81», нельзя не вспомнить и «Последнюю поэму» композитора Алексея Рыбникова, восходящую к «экзотическому» литературному первоисточнику – тексту индийского бенгальского писателя Рабиндраната Тагора, использован русский перевод Аделины Адалис. Песня прозвучала голосом Ирины Отиевой в фильме «Вам и не снилось», популярным стало исполнение узбекской группы «Ялла», которая и представила её на «Песне-81». Эта версия была выбрана всенародным голосованием. Незаурядную историю этой композиции я уже однажды рассказывал в отдельной публикации, поэтому в сегодняшнюю подборку решил её не включать, но упомянуть стоило. Ссылочку на материал о «Последней поэме» оставлю внизу.

«Ненаглядная сторона»

Муз. Д. Тухманова, ст. И. Шаферана, исп. В. Леонтьев

Валерий Яковлевич Леонтьев - народный артист России, ныне признанный мэтр эстрады, музыкальный долгожитель. Творческую деятельность исполнитель начал ещё в 60-х годах, а как раз на рубеже 70-х – 80-х годов стремительно набирал популярность. При взгляде из сегодняшнего дня Леонтьев – один из «завсегдатаев» «Песни года», его хиты звучали в программе и в 80-х и в 90-х и в нулевых. А первое появление на фестивале состоялось как раз в 1981 году. Певец исполнил песню «Ненаглядная сторона» композитора Давида Тухманова и поэта Игоря Шаферана.

На начальном этапе творческой карьеры Леонтьев неоднократно занимал высокие места в различных музыкальных конкурсах. В 1981 исполнитель выигрывает номинацию «Солист года» конкурса «Эстрада-1981». С автором музыки «Ненаглядной стороны» композитором Давидом Тухмановым, чьи произведения заняли видное место в репертуаре артиста, судьба свела Леонтьева тоже благодаря конкурсу. В Ялте в 1979 году певец исполнил тухмановскую композицию «Памяти гитариста» из репертуара Александра Евдокимова. Композитор услышал и оценил это исполнение, состоялось личное знакомство, которое переросло в сотрудничество. В репертуаре Леонтьева появилась сначала композиция «Крутятся диски», а потом и «Ненаглядная сторона».

Данная информация о работе с Тухмановым представлена на официальном сайте певца в аннотации к его пластинке «Муза» 1983 года, куда вошли наиболее заметные хиты того времени. Наряду с «Ненаглядной стороной» на альбоме была издана и ещё одна знаменитая песня Тухманова – «Там в сентябре».

«Родительский дом»

Муз. В. Шаинского, ст. М. Рябинина. Исп. Лев Лещенко и ВИА "Спектр"

Завершаем основную часть подборки ярчайшим шлягером 1981 года рождения, который слышал и знает и стар, и млад:

«Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал»,

- это «песня-долгожитель», как назвал её главный исполнитель Лев Валерианович Лещенко. В ту пору уже популярный артист исполнил эту композицию на фестивале "Песня-81" в сопровождении группы "Спектр". Произведение Владимира Шаинского на стихи Михаила Рябинина вошло в число «визитных карточек» певца, продолжает звучать из его уст и в наши дни и прочно ассоциируется с образом и голосом Лещенко.

«Я вчера пел и сегодня буду петь «Родительский дом». Это программная песня. Всегда её пою, когда собираются родственники, близкие», -

так Лев Лещенко говорил об этой песне, обозначив её место в своём обширном репертуаре.

Бонус: «Маэстро» Р. Паулса и И. Резника в исполнении Аллы Пугачевой

Ранее, в предыдущих материалах канала «Журнал МУЗилка» рассматривались некоторые очень известные произведения, звучавшие на фестивале «Песня-81».

Популярным песням открывшего сегодняшнюю подборку советско-латышского композитора Раймонда Паулса у меня на канале был посвящен один из материалов. Там я вспоминал его песни на стихи Ильи Резника и, конечно же, хит «Маэстро» в исполнении Аллы Борисовны Пугачевой. Писать о «Песне-81» и не упомянуть Пугачеву было бы, как минимум, нелепо, поэтому решил отметить и эту композицию. В 1981 году Алла Борисовна уже была на пике популярности, позже супер-звезда советской и российской эстрады «рассорится» с фестивалем и создаст собственные «Рождественские встречи» как альтернативу, но в 80-х годах на «Песне» она появлялась регулярно. «Маэстро» - композиция, давшая старт плодотворному сотрудничеству творческого трио Паулс-Резник-Пугачева. В 1981 году по версии «Звуковой дорожки» газеты «Московский комсомолец» «Маэстро» будет названа лучшей песней, а Алла Пугачева – лучшей певицей. Подробнее о песне «Маэстро» читайте в материале по ссылке под текстом публикации.

Предполагаю, что многие читатели ждали в подборке песню «Птица счастья» А. Пахмутовой и Н. Добронравова в исполнении Николая Гнатюка. О ней тоже есть публикация. Ниже оставлю ссылку.

В самом финале статьи не могу не упомянуть композицию, которую исполнил один из ведущих фестиваля – легенда и классик советской эстрадной музыки – Муслим Магомаев. Песня «Любви негромкие слова» композитора Владимира Шаинского на стихи Бориса Дубровина была популярна в исполнении Анны Герман и часто фигурирует в источниках в связи с репертуаром знаменитой польской певицы. Информации о времени создания и первого исполнения этого произведения я не нашел, но предположил, что она может быть существенно старше 1981 года, а потому решил не ставить её в основную подборку. Если кто-то располагает сведениями о времени первого исполнения композиции – буду очень признателен за дополнение. Известно, что песня «Любви негромкие слова» изначально писалась как раз для мужского вокала, и Магомаев на фестивале исполнил её прекрасно. По этой композиции был озаглавлен документальный фильм- концерт с песнями Магомаева, датированный 2008, годом ухода Муслима Магометовича из жизни. На одном из концертов его памяти песня исполнялась Таисией Повалий, эти обстоятельства говорят о том, что в исторической памяти композиция ассоциируется с Магомаевым также как и с Анной Герман.

Как и всегда бывает в подобном формате, у каждого будет свой список памятных хитов того фестиваля. Всегда акцентирую внимание на том, что мои тематические подборки не являются ТОПами, то есть выборкой лучших композиций. Цели выделить лучшие, главные, наиболее популярные произведения я не ставлю, а лишь освещаю отдельные эпизоды музыкальной истории через призму той или иной тематики. Пишите, какие композиции, прозвучавшие на «Песне-81», помните и любите вы.

Материал написан исключительно в развлекательных целях на базе информации открытых источников, рассчитан на широкую аудиторию разных возрастов.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективна.

Читайте также:

Цикл к юбилею песни года:

20 лет тому назад. 7 хитов фестиваля "Песня года-2001"

30 лет тому назад. 7 хитов фестиваля "Песня-91".

Материалы о песнях фестиваля 1981 года:

Вспоминаем песни композитора Раймонда Паулса на стихи Ильи Резника - "Маэстро".
Советский хит на стихи Рабиндраната Тагора - Последняя поэма
Три знаменитых советских хита из репертуара Николая Гнатюка - "Птица счастья", "Танец на барабане".