Найти тему
Уральский историк

Крепость будущего: превращения форта в «мину» или «ансамбль»…

Немецкие солдаты рассматривают захваченный французский ДОТ на линии Мажино/Фото: waralbum.ru
Немецкие солдаты рассматривают захваченный французский ДОТ на линии Мажино/Фото: waralbum.ru

Вчера я, кратко высказался по поводу крупных фортификационных сооружений периода 30-40-х годов Чехословакии, которые назывались «большими группами». Во Франции такие сооружения назывались «ансамблями», а в СССР дотами типа мина.

Стоит оговориться, что нормальной фортификационной классификации в межвоенные годы не было вообще. Названия постоянно менялись даже если брать только одну страну, например, Советский Союз, то в разные годы одними и теми же буквами обозначались совершенно разные сооружения.

В этой связи любопытен ход мыслей американского автора Митчеля книги о фортификационных сооружений, вышедшая в СССР в 1940-м году. В США она была издана в 1937 году.

Эволюционный ход развития крепостей периода существования огнестрельного оружия в книге Митчеля наиболее прост: крепости сначала окружи дворцы и назывались замками, потом они окружали города и назывались цитаделями, потом цитадель окружили форты. Наконец цитаделью стала вся страна, форты помельчали, заглубились в землю и растянулись по всей границе…

И, наконец, это все превратилось в «крепость будущего». У Митчеля глава так и называется «Крепость будущего».

Какой он её видел?

Митчель писал: ни одна крепость будущего не будет построена в виде укрепленного лагеря для полевой армии. Вместо укрепленных лагерей будут построены укрепленные районы, образующие часть боевой линии. Укрепленные линии будут состоять из передовой и главной позиций. На главной боевой позиции должны быть построены форты.

Читатель может удивиться: форты во второй мировой войне? Именно так! Дело в том, что мы сталкиваемся опять с проблемой классификации оборонительных сооружений.

По мнению Митчеля современные (к тому времени) форты должны быть очень низкими, хорошо замаскированными и не сливаться по уровню с местностью. Во избежание смертоносного действия очень большого числа сосредоточенных орудий противника на личный состав фортов, форты будут фактически состоять из ряда тоннелей или галерей, проходящих под поверхностью земли и соединяющих небольшие бойницы, через которые обороняющиеся и будут вести огонь. Оружие обороны будет состоять преимущественно из пулеметов, хотя могут быть также использованы и скорострельные артиллерийские орудия.

Представьте в уме такой форт и сразу обнаружится аналогия с французским «ансамблем», чехословацкой «большой группой» или советской «миной». К сожалению единого слова, подобному термину «форт» в отношении такого углубленного фортификационного сооружения военные инженеры так и не придумали.

Конечно, таких масштабных работ с подземными коммуникациями о которых мечтал Митчель, не построили даже французы с чехами, но они были к этому близки.

Проблема французских укреплений была не в несовершенстве фортификационных сооружений, а в том, что «странная война» закончилась столь же странным поражением: Франция, как ранее Чехословакия, Дания, Норвегия и Польша, сделала европейский выбор и просто не стала свои укрепления защищать.

В ту пору дай им любое оружие и любые укрепления – они поспешили бы сдаться. Что касается фортификации, то как показала война в Корее подземные укрепления и убежища могут быть очень эффективными, если люди хотят их защищать…