Рассказывает совладелец и управляющий партнер компании по проектированию и ремонту коммерческих помещений “Молодые Строители Сибири” Александр Филимонов.
Бизнес — такая же сильная человеческая страсть, как творчество, интимные отношения или спорт. Страсть, которая очень легко поддается визуализации. Представьте себе дорогую, “киношную” картинку. Ту, что обязательно идет с размытым фоном, правильным мягким светом и идеальными цветами. Кадры сменяют друг друга: тактичные красавицы на ресепшене, невероятно изысканные блюда и тысячи самых разных лиц благодарных клиентов. Здесь был бы уместен мягкий закадровый голос: “трудно представить себе жителя мегаполиса, кто хотя бы раз в жизни не задумывался о своем ресторане, баре или кафе”. Быстро перемотаем: теперь в кадре те, кто уже набрался опыта в найме и нашел инвесторов. А теперь другие — это предприниматели просто уставшие от своего бизнеса и всей душой захотевшие в HoReCa. Как же туда попасть? Какие действия нужно предпринять, чтобы превратиться в счастливого, богатого и популярного представителя индустрии общепита? Конечно, в этой статье мы не будем рассматривать нюансы найма сотрудников, SMM-активностей и логистики продуктов. Мы рассмотрим весь процесс стройки будущего заведения. Ведь именно с нее всё начинается. А еще стройка — это отличный тест всех навыков, которые необходимы будущему управленцу сложного бизнеса. Готовы ли вы его пройти?
Не важно каким образом вы решили попасть в HoReCa — самостоятельно, по франшизе “всё включено” или позвав в проект опытных подрядчиков. В любом случае вам нужно будет пройти несколько ключевых этапов. Если не переставлять их местами, не пропускать и не мусолить их слишком долго, то скорее всего и последующий за стройкой бизнес будет вполне успешным.
Идея, концепция и неудобные вопросы.
Запуск любого проекта начинается с идеи. Чем вы хотите заниматься? Почему люди пойдут к вам? Чем вы будете отличаться от сотен других проектов? Ответы на эти вопросы становятся основой для следующего этапа — разработка концепции. Здесь предпринимателю необходимо в простых словах, без воды расписать весь будущий бизнес. Кто ваша ЦА? Какой продукт и с какими характеристиками вы будете им предлагать? Как вы будете создавать этот продукт? Как вы будете его продвигать? На чем вы будете зарабатывать? Чем гарантируется устойчивость вашего бизнеса? На такие вопросы любому бизнесмену гораздо выгоднее отвечать на этапе проработки идеи, чем на этапе “четвертый месяц сидим без клиентов”. За структурой будущей концепции проще всего обратится к Яндекс и Google — запросы “маркетинг-микс” или “4P маркетинга” точно приведут куда нужно. Потраченное на теорию время окупится сторицей.
Где откроемся?
К выбору локации стоит подходить не менее ответственно, чем к разработке концепции. Сразу откажитесь от затеи открываться в незнакомом городе — вы не знаете местные устои и потребительские привычки, не держите в голове примеры удачных и неудачных открытий, и главное — не понимаете где концентрируется трафик. Зато вы на интуитивном уровне сможете ответить на эти вопросы в городе, где достаточно давно живете.
Главный вопрос — это всё-таки трафик. Любая аренда платится с выручки, а выручка зависит от трафика напрямую. Да, спустя месяцы после открытия можно рассчитывать на контекстную рекламу, раскачанный Инстаграм и сотни пятизвездочных отзывов в 2GIS, Яндекс.Картах и TripAdvisor. Но первую волну гостей вы получите банально от проходимости вашей точки.
Вот список мест, которые делают точку проходной, то есть выступают в роли мощного магнита для публики: традиционный гипермаркет, гипермаркет товаров для строительства и ремонта, кинотеатр-мультиплекс, крупный детский центр, непосредственный выход в метро или на другую сторону оживленной улицы.
Совсем не лишним будет вычислить нижнюю границу проходимости для своей точки. Сколько клиентов должно посещать точку в день, чтобы она приносила приемлемую прибыль? Какой процент от общего потока этого участка улицы или торгового центра “улавливает” точка, максимально похожая на вашу(будущую)? Да, скорее всего вам придется нанимать студентов-наблюдателей, но во время расцвета Авито и Яндекс.Услуг это совсем не сложно.
Дизайн-проект, инженерия и другие документы
После выбора локации нужно найти отдельных специалистов или фирмы, которые подготовят вам дизайн-проект и рабочую документацию. Почему нельзя пропускать этот этап, я рассказывал в предыдущем материале “Как просчитать бюджет на строительство?”. Параллельно с этим процессом вы согласовываете все условия будущего сотрудничества с арендодателем в договоре. Постарайтесь приложить все усилия, чтобы все устные договоренности превратились в письменные.
Вход только через тендер
По завершению всех проектов вам необходимо устроить тендер на генподрядную организацию. Ключевое слово здесь — “необходимо”. Вы должны сравнить все предложения от достойных игроков рынка и выбрать лучшего. Когда вы выберите себе подходящего партнера для строительства вашего бизнеса, вам нужно будет согласовать и подписать договор подряда. Теперь дело за малым — всё нарисованное, посчитанное и описанное нужно построить и открыть.
Параллельно, а не по очереди
Непосредственно строительство объекта нужно разбить на подзадачи, которые выполняются параллельно. Стройка, электрика, водоснабжение и канализация, вентиляция и кондиционирование, поставка оборудования, рекламная вывеска — все это будет делаться одновременно. Кстати, именно поэтому нужно сразу брать профессионалов и показывать им всю рабочую документацию. Альтернативный метод для тех, кто любит проблемы — нанять кучу бригад и пытаться запараллелить все самому.