«За хорошую дорогу можно платить, но у нас ездишь по ухабам и проваливаешься в дыры. Ограждений нет, по автобану скотина гуляет, бетон неровный. И этот беспредел платным сделали, просто издевательство над людьми», – негодуя, рассказал знакомый казах Жанибек о введении платы за проезд по трассам Казахстана.
Слухи о том, что власти сделают платными семь трасс республиканского значения, муссировались давно. Чиновники заявляли, что это единственный вариант ремонтировать и поддерживать дороги в хорошем состоянии, ведь в бюджете средств нет.
Однако аргументы функционеров оказались неубедительными для дальнобойщиков. Весной этого года в республике проходили массовые протесты. Тем не менее, в ноябре людей поставили перед фактом, если хочешь ездить – плати.
Цена зависит от категории трассы, типа транспорта и протяженности проезжаемого участка. Дороже всего поездка обойдется водителям грузовых автомобилей. Если водители легковушек заплатят за движение по трассе Нур-Султан – Павлодар около доллара, то дальнобойщикам тот же путь обойдется в 20 раз дороже.
Мне возмущение Жанибека понять легко. В Казахстане бывала не раз, какая там беда с магистралями, знаю не понаслышке. Помнится, в последней поездке натерпелась страху, добираясь до мавзолея Кабанбай-батыра.
От Колбая нормального пути не было. Сплошные ухабы и вмятины поперек асфальта. Дорога идет по холмам, обзор ограничен. На виражах нужно умудриться вписаться в узкое пространство. Фуры ревут, заплутавшая сельская животинка выскакивает на дорогу, асфальт местами отсутствует.
А округ Кабанбай всего-то в 30 километрах от Астаны. В более отдаленных регионах и особенно сельской местности ситуация намного хуже. Впрочем, состояние магистралей республиканского значения тоже не радует. Казахстан – страна разбитых дорог с мелкими островками отремонтированных участков.
У решения властей переломить ситуацию, выбив из водителей средства, вроде есть плюс – ремонт злополучных магистралей. Поэтому часть населения отнеслась к введению тарифов за проезд с пониманием.
Однако, по словам знакомого, радоваться раньше времени не стоит, потому что неизвестно, дойдут ли деньги по назначению, будет ли ремонт качественным. Более десяти лет Казахстан тратит баснословные суммы на строительство, ремонт и обслуживание дорожных путей, а воз и ныне там.
Только в 2020 году на эти цели ушло более 1,5 млрд долларов. Инвестиции, вероятно, осели в карманах коррумпированных чиновников и недобросовестных подрядчиков-строителей.
Дорожники явно экономят на материалах и профессионалах. Полотно, которое должно прослужить 20-30 лет, выходит из строя уже через два года. Во время недавней проверки качества выяснилось, что каждый третий образец асфальтобетонного покрытия не соответствует стандарту.
«Ремонтировать нужно, иначе никак. Но если они так и будут разбитыми, с заплатками, которые отлетают через полгода, тогда я не хочу платить. Власть не ловит воров, но вместо этого заставляет водителей платить за свои ошибки», – сетует Жанибек.
А еще казахи переживают, что плата за дороги спровоцирует рост цен на продукты питания и товары массового потребления. Уже в первом полугодии 2021 года во всех регионах республики цены на социально значимые продовольственные товары подскочили вдвое. Как утверждают аналитики, очередного подорожания в ближайшее время не избежать.
Неудивительно, что народ больше огорчается, чем радуется перспективе отремонтированных магистралей. А вы как думаете, помогут ли сборы с водителей привести дороги Казахстана в порядок?