Найти в Дзене
Культурные заметки

Рука Бога (2021)/È stata la mano di Dio. Когда вода становится вином. Рецензия на фильм.

Бог и правда любит Паоло Соррентино. И мы тоже его любим. Трудно найти злую критику его картин. Есть в них какая-то великая красота и божественное прикосновение. Как-будто он видит мир другими глазами и вполне прозаические события окрашены мистическим светом и одухотворены. Все сравнения его с Федерико Феллини неслучайны: гротеск, преклонение перед прекрасным, практически библейский гуманизм, отсутствие порицания низменности в человеческой природе. Соррентино также видит святость там, где ее, казалось бы, давно искоренили. Пошлое у него возвышенно, обыденное наполнено смыслами, блудницы становятся богинями, похоть превращается в духовный акт. Он почти превращает воду в вино. Даже название картин внешне помпезные, но идеально совпадающие с содержанием: Великая красота, Последствия любви, Молодость. Теперь – «Рука Бога». Фильм и правда о божественном проведении, которое непостижимо и которое важно вовремя почувствовать. Для многих, в том числе и для меня, он стал фильмом года. Восемь наг

Бог и правда любит Паоло Соррентино. И мы тоже его любим. Трудно найти злую критику его картин. Есть в них какая-то великая красота и божественное прикосновение. Как-будто он видит мир другими глазами и вполне прозаические события окрашены мистическим светом и одухотворены. Все сравнения его с Федерико Феллини неслучайны: гротеск, преклонение перед прекрасным, практически библейский гуманизм, отсутствие порицания низменности в человеческой природе. Соррентино также видит святость там, где ее, казалось бы, давно искоренили. Пошлое у него возвышенно, обыденное наполнено смыслами, блудницы становятся богинями, похоть превращается в духовный акт. Он почти превращает воду в вино. Даже название картин внешне помпезные, но идеально совпадающие с содержанием: Великая красота, Последствия любви, Молодость. Теперь – «Рука Бога». Фильм и правда о божественном проведении, которое непостижимо и которое важно вовремя почувствовать. Для многих, в том числе и для меня, он стал фильмом года. Восемь наград на Венецианском кинофестивале - не шутка, и шансы на Оскар весьма велики.

Ни для кого не секрет, что «Рука Бога» является во многом автобиографичным произведением, а следовательно, глубокого личным высказыванием. Хотя, кажется, у Соррентино других и не бывает.

Юный Фабьетто живет в 1980-х в прекрасном и шумном Неаполе. У него большая семья. Забавные любящие родители, наполняющие дом любовью, розыгрышами и легким итальянским сарказмом. Брат, мечтающий быть актером. Шумные дяди и тети. Колоритнее персонажей представить сложно. Они веселятся вместе, ругаются, насмехаются друг над другом, даже дерутся. Тем не менее между ними разлита близость. Не надо даже пояснять, что это одна семья и одна кровь. Их препирательства и злые шутки – просто дань ритуалу. Одна тетя Патриция чего стоит: нимфоманка и ребенок в одной флаконе. Ее история несбывшегося материнства, всеобщего вожделения и первого влечения героя идет сквозной линией, чтобы в итоге оставить горькое послевкусие угасания надежд.

Неаполь кипит, как и семья Фабьетто. Все ждут возможного приезда Диего Марадоны. Так он будет играть за Наполи или нет? В ожидании и наш герой, но не только своего кумира, но и начала настоящей жизни, которая видится ему прекрасной. Красивый город, красивые люди, первые желания, неожиданные встречи, романтика ночного города и опасных знакомств (в Неаполе контрабандист - почти рок-звезда). Это будущее и оно должно быть счастливым. Да, забыл, ждут и еще одного гения - Федерико Феллини. Он ищет актеров для нового фильма. Все это будоражит Фабьетто.

-2

В один миг все меняется. Наступает горе, которое тяжело пережить любому, тем более чувствительному юноше. Все вокруг вроде прежнее, даже родственники стали ближе и теплее друг к другу. Да и Марадона все-таки приехал в Неаполь и даже совершил маленькое чудо: забил гол кулаком в ворота, который в миг окрестили «рукой Бога». Италия - страна набожная и часто видит Божий промысел в обычных вещах. То, что для любой другой ментальности стало бы пошлым преувеличением, излишеством - в Италии приобретает иной колорит. Итальянцам идет слепое обожание своих кумиров. Как-то они иначе видят мир и красоту момента. И итальянцу Соррентино, как никому другому на настоящий момент, это удается показать и наполнить метафорами и смыслами.

-3

Однако вся эта красота уже не радует Фабьетто. Для него то, как раз, все изменилось. Когда исчезла родительская опора, весь мир вдруг стал слишком реальным и не таким дружелюбным. Старые знакомые оказываются за решеткой, богини заперты в сумасшедшем доме, футбол не радует, а родственники кажутся застывшими навечно в своем мирке. Юноша же становится мужчиной, получает первый чувственный опыт и открывает для себя иной мир, который далек от реальности. Вернее, это способ, чтобы создавать иные миры. Кино. Именно туда можно убежать от душевных мук, найти красоту, стать счастливым. Режиссер сам отчасти божество, который решает какой будет жизнь вокруг.

-4

Так трагедия стала точкой выбора своего пути, тоже в некоторой степени божественной рукой, которая подтолкнула героя к его судьбе. Могло ли все сложится иначе, существует ли перст судьбы или все события – набор случайностей, счастливых или трагических. Каждый волен решать сам во что верить. Для кого-то Марадона - просто талантливый спортсмен, для кого-то – рука Бога.

Итальянцы очень живая нация, шумная и яркая. Невозможно представить себе итальянский фильм без колоритных итальянских матрон, забавных обывателей, злых старух, испорченных аристократов, томных красавиц и обаятельного юного героя. Соррентино поддерживает такую традицию. При этом его фильмы не кажутся ни архаичными, ни пародийными. Он любит своих героев и прощает их мелкие недостатки. В «Рука Бога» актерский состав заслуживает отдельного комплимента. Филиппо Скотти – главный герой и Тони Сервилло, Тереза Сапонанджело – его родители, получили призы в Венеции. Я бы сделал проще и вручил бы один приз всем актерам фильма, как уже случалось на фестивалях (Например, приз Берлинского кинофестиваля актерскому ансамблю фильма «8 женщин»). Но я не в жюри, да и актеров в «Рука бога» задействовано много. Про Сервилло говорить ничего не стоит. Он главный актер для Соррентино и они друг без друга, кажется, не могут существовать, что конечно же не так. Тони в фильме немного иной, он почти идеальный папа и муж. Да, с недостатками типичного итальянца: любовница как неотъемлемый атрибут. Зритель прямо чувствует, как он любит и понимает своих детей, даже если все время шутит и кажется абсолютно несерьезным. С таким обаянием надо родиться. Тереза Сапонанджело для меня актриса неизвестная и задействована в основном в национальных проектах. Надеюсь, что роль Марии станет для нее заслуженным прорывом. Такая трагикомическая актриса должна сверкать.

-5

Филиппо Скотти хоть и не новичок в кино, но его карьера только начинается. Сразу такой резонанс выдержать думаю будет не просто. Его игра кажется совершенно не профессиональной в хорошем смысле слова. Простой парень с юга Италии, с чутким сердцем и воображением. Таким, каким был сам Соррентино. Правда знать об этом точно может только сам режиссер. Мы же (зритель) отмечаем полное слияние актера со своим персонажем. Кажется, что это его жизнь, его семья, его будущее. Возможно, мы скоро получим европейского Тимоти Шаламе, с такой же природной грацией и внешностью вне времени.

-6

Завершая свои размышления о фильме, скажу, что я давно не видел столь жизнеутверждающего и мотивирующего фильма. Это не просто красивая картина с яркими персонажами о жизни молодого итальянца в уже далекие 80-е прошлого века. Для меня это скорее история о том, что в жизни великое и малое, радостное и горькое, простейшее и возвышенное идут рядом и, по сути, являются одними и теми же элементом существования. Сегодня ты простой лоботряс, завтра великий режиссер. Важно не пропустить этот момент, когда судьба, ну или божественная длань, раскрывает для тебя свои объятия.