Фильм 2001 года «Проклятие нефритового скорпиона» нельзя назвать самой успешной комедией в наследии Вуди Аллена (лично нам больше нравится «Разбирая Гарри»), но в то же самое время является одной из самых удачных импровизаций на тему нуара в мировом кино.
Не пародией, как мы к тому привыкли, а своего рода нуар-комедией, в которой соответствующий антураж выступает всего лишь фоном для развития комичного действия. Отметим, что «главный невротик Голливуда» не раз обращался к криминальной теме. У него уже были до этого «Загадочное убийство в Манхеттене», «Тени и туман», «Мелкие мошенники», «Пули над Бродвеем».
Если говорить о каких-то элементах, обязательных для мрачного мета-жанра, то тут буквально всё лежит на поверхности. Есть вся из себя роковая и непоседливая блондинка, весьма напоминающая ниспадающим локоном на глаз героиню Вероники Лейк из «Стеклянного ключа». Только вот рост и Шарлиз Терон (именно она играет Лору Кенигсен) на 27 сантиметров больше, чем у звезды классического нуара. Модель, как-никак.
Есть отсылки к «Касабланке» в части упоминаний, что немцы взяли Париж. Учитывайте, что дело происходит в Нью-Йорке в 1940 году. Именно здесь работает странным образом везучий по части поиска пропавших вещей страховой следователь Бригс (привет «Двойной страховке»). Не путайте с частными детективами – в ленте будут и такие.
И именно он становится объектом воздействия гипноза (отсылка к «Чёрной пятнице»), которым решил воспользоваться не меру таинственный злодей. Тот замаскировался под одного из участников вечернего шоу бродвейского клуба. Явная аллюзия к доктору Мабузе, порожденного фантазией великого Фрица Ланга. В чём суть данной аферы? Что знающий особенности сигнализации охраняемых объектов, Бригс в «состоянии сомнамбулы» будет воровать драгоценности.
В итоге, если говорить о собственно криминальной стороне сюжета, то Бригс занят поиском самого себя (почти что психоанализ). И надо сказать, несмотря на некоторую спонтанность и старомодность, он правильно предполагает: «Виноват кто-то из своих». Хотя его подозрения падают на новую сотрудницу Бетти Фицджеральд. Мол, она что-то не договаривает и вообще особа подозрительная.
Опасная локация, где слишком много юных барышень
Естественно, она нечто скрывает, так как у неё служебный роман с директором страхового агентства. В итоге возникает веселая круговерть из интриг и интрижек, которая приправлена в высшей мере забавными диалогами, коими славен Вуди Аллен.
Восьмой смертный грех, которого нет в католичестве
Хотя надо отметить, что кинокартина не про криминал и даже не про любовь, а про мужские страхи, которые вызваны стремительно меняющимся миром. В частности, проводящей в агентстве реорганизацию Бетти, которая намерена внедрить нечто вроде принципов «бережливого производства».