Раньше самые воспитанные дети в конце занятия говорили: «Спасибо за занятие». Такая формальность.
На днях один из моих трудных учеников произнес это слово искренне. Точнее это случилось уже второй раз. Первый случай был неделю назад. Тогда я не придала значения, но когда ситуация повторилась, стало интересно.
Разбирали с ним определение подобных треугольников. Нужно было научить его записывать равенство отношений сходственных сторон. Не самый простой момент. Хорошо бы в седьмом классе в теме равных треугольников сделать акцент на условии: «в равных треугольниках напротив равных углов лежат равные стороны». Тогда сформируется привычка обращать внимание на равные углы в треугольниках. Но вернемся к нашей истории.
Сначала мы разобрали определение, сделали чертеж и записали соответствующее равенство. Затем стали решать задачи. Ему нужно было самому искать сходственные стороны в треугольниках. Спустя две задачи, признался, что не понимает, как это делать. Хотя задачи решил, используя пример. Сравнивал свою картинку с той, что была в примере и таким образом находил нужные стороны. Стали разбирать еще раз. Через систему наводящих вопросов и его бесконечные отговорки. Это слишком сложно, я не понимаю, почему мне так тяжело.
Это самых трудный момент в моей работе. Продолжать задавать вопросы, не обращая внимания на попытки учеников слиться. Спрашивать снова и снова, искать такую формулировку, чтобы он понял и смог ответить. Если всё получится, то услышишь заветное: «Ааааа, вот оно как, я понял». Это ни с чем не перепутаешь. Он действительно понял. Каждому человеку знакомо это чувство. После долгого напряжения мысли, наконец всё складывается и ты чувствуешь облегчение и счастье. Дофаминовая система в действии.
И вот мой герой, после напряженных пятнадцати минут оживленно произносит: «Теперь я понял. Спасибо.»
Я знаю, что эти минуты были для него мучительны. Куча вопросов, ничего не понятно, нужно напрягаться непонятно зачем. И за это он меня благодарит. Что-то в этот момент произошло для него важное и ценное.
И что-то очень важное есть в этом для меня и, наверно, для каждого учителя. Иначе всю эту нервотрепку не выдержишь.