Как известно, мир Древнего Рима неразрывно связан с гладиаторскими боями. Поистине, наряду с латынью, римским правом и римскими дорогами, знаменитыми гонками на колесницах и несокрушимыми римскими легионами, гладиаторские поединки являются одним из маскотов той эпохи (если многим из вас задать вопрос: "с чем же ассоциируется у вас Древний Рим?", то многие ответят: "с легионами и гладиаторами") фильмы о которых определённо имеют изрядное число поклонников.
Но где же снимают эти фильмы? Одни скажут: "Естественно, целиком в студии" Другие: "Как это где? Конечно же в Колизее!" Но увы и ах, это не так - Колизей (он же Амфитеатр Флавиев) в настоящее время находится в плачевном состоянии - невзгоды, выпавшие на долю этого великого памятника античности, не прошли для него даром.
И всё-таки, несмотря на сей печальный факт, снимать фильмы о гладиаторах всё же надо, и, в большинстве случаев, для натурных съёмок служит совсем другой амфитеатр, который находится даже не в Италии, а на другом берегу Средиземного моря (или Mare Nostrum, как его величали сами римляне), в жаркой Африке. Имя же ему - Амфитеатр Гордиана (он же - Тунисский Колизей).
В своё время, когда территория, где находится нынешний Тунис, входила в состав римской провинции Африка, её правитель, проконсул Гордиан (позже известный, как император Гордиан I), идя навстречу пожеланиям жителей богатого города Тисдр (ныне Эль-Джем), а также во исполнение принципа panem et circeses, построил амфитеатр по образу и подобию знаменитого Колизея (разница была лишь в размерах. Тунисский Колизей гораздо меньше, размеры его арены составляют 65 м в длину и 39 м в ширину, в отличие от оригинальных колизеевских 85,75 и 53,62 м соответственно), вместимостью до 30000 зрителей.
Этот амфитеатр - четвёртый по величине после Колизея и арен в Капуе и Вероне. Строительство его началось в 232 г. и велось вплоть до 238 г. К тому времени здание было готово примерно на 85% (его уже успели украсить различными мозаиками, но до окончательного завершения постройки было ещё далеко) и в нём даже недолго проводились гладиаторские бои и колесничные гонки, но окончательно здание достроить не удалось - в 238 г. вспыхнуло восстание Гордиана (который был объявлен римским императором) против Максимина Фракийца. Увы, Фортуна не была благосклонна к новоиспечённому принцепсу - вскоре в сражении с нумидийским легионом, оставшимся верным Фракийцу, погиб его сын и соправитель - Гордиан II, и Гордиан-отец с горя покончил с собой. А амфитеатр его имени так и остался недостроенным, так как в результате подавления восстания город Тисдр был порядком разрушен и пришёл в упадок.
Шли годы и амфитеатр оставался на своём месте (и дела до него, наверняка, почти никому не было), до тех пор, пока в 699 г. в Тисдре (тогда населённом преимущественно берберами) не полыхнуло восстание Аль-Кахины против арабского засилья. Итог же этого выступления был аналогичен древнеримскому - не получилось, не повезло и город пришёл в полное запустение и разруху, а некоторое время спустя на его месте возникло поселение (а позже и город) под названием Эль-Джем.
Любое при своём основании остро нуждается в большом количестве дешёвого (а лучше дарового) и доступного стройматериала. Источником такой халявы для эл-джемцев и послужил Цирк Гордиана (благо, построен он был из лёгкого в обработке песчаника желтоватого цвета), который местными арабами был изрядно "подраздет" - камни амфитеатра пошли на строительство зданий Эль-Джема и не только - из камней Тунисского Колизея была построена соборная мечеть Укба.
Так бы потиху-помалу и исчез бы с лица земли этот памятник древнеримской эпохи, но, к счастью, времена не стоят на месте, и теперь амфитеатр в Эль-Джеме не только входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но и является видным туристическим объектом (наряду с местным археологическим музеем, куда были перенесены сохранившиеся мозаики из амфитеатра), а также великолепным натурным объектом для съёмок (кстати, съёмки знаменитого "Гладиатора" и фильма "Житиё Брайана по Монти Пайтону, проходили именно в Цирке Гордиана). Так, арена, некогда задуманная и построенная для "хлеба и зрелищ", в какой-то мере служит своему предназначению до сих пор.
Автор - Рустам Ахмедов