Найти в Дзене
Зоя Баркалова

Тайна старинных курантов. Новогодний рассказ. Окончание.

Окончание. Начало – здесь.

Василий очень точно описал дом предков Миши. Новогодняя ночь была светлой. Так всегда бывает в снежную пору. Они так быстро бежали, скрываясь от возможной погони, что даже не придумали, что скажут пра-пра-пра бабушке и такому же дедушке. Постучали в калитку, но она оказалась не заперта. И молодые люди беспрепятственно вошли во двор. Побряцали металлическим кольцом на двери. Негромко, но настойчиво. За дверью загремел засов, выглянула худенькая, невысокая женщина преклонных лет. И пока Михаил только собирался объяснять, кто они такие и зачем пришли, всплеснула руками:

- Дед! Радость-то какая! Мишаня приехал!

Мишаня буквально онемел от изумления. Оксана, еще тяжело дыша после бега, закашлялась, и бабушка быстренько спровадила дорогих гостей в дом. В доме было темно, только светилась докрасна раскаленная печь. Повеяло таким теплым и родным, как будто вернулись в свой дом, к родным людям. Из другой комнаты, на ходу натягивая на себя одежду, вышел, прихрамывая дед. Бабушка тем временем зажгла свечу. Поднесла ее к самому лицу Мишани.

- Как же ты давно у нас не был, внучок. Совсем в своей Московии городским стал. Ишь какой! Не узнать! А это кто с тобой?

- Моя невеста, бабушка, - пояснил внук. – Вот на праздник приехали, да в дороге припозднились…

- Ну, внук, здорово! – дед наконец-то оделся, вышел – высокий статный, богатырского телосложения. – Вот и помощник будет! А то я, как нарочно, ногу подвернул. А назавтра надо на башню идти, часы там что-то барахлить начали. Я их со своего двора вижу. Зрением Бог не обидел!

- Как зовут-то невесту? – полюбопытствовала бабуля.

- Оксаной. Здравствуйте, хозяева. Вы уж простите, что мы ночью к вам нагрянули. Но больше не к кому, - это голос подала Оксана.

- Знаю! Мать-то с отцом на праздник в деревню уехали. Ну еще повидаетесь. Да ты, баба, стол накрывай. Внука с невестой встречать будем! – распорядился дед.

Оксана незаметно показала на Мишины часы – надо торопиться…Времени нет. Но тот лишь развел руками, не зная, как начать разговор. Тем временем, бабушка достала из печи чугунок картошки, курочку запеченную – праздник же. Дед разжигал самовар. Из шкафа бабуля вытащила графинчик с вишневой наливкой.

- Внуку, наверное, еще рано наливку пить, а я выпью, - строго сказал дед.

Миша с Оксаной налегли на картошку с маринованной капустой – проголодались, несмотря на нервное напряжение. Но времени и, правда, не было. Скоро начнется погоня. Их точно найдут. И Михаил решился:

- Дед, ты можешь мне не верить…В то, о чем я сейчас расскажу, и правда, поверить невозможно. Но я очень прошу, поверь. Ты видишь, я из вашего рода…

-Как-то ты очень непонятно говоришь, Мишаня…- заикнулась было бабушка.

-Цыть, Нюра. Помолчи! Рассказывай, внучок!

- Я и правда, внук, но не твой, а твоего правнука. Он тоже Михаил Петрович. Тоже Момотов. Ну ты же знаешь, что в нашем роду всех мужчин называют Михаилами или Петрами.

- Ну, допустим, твой отец – Петр – первый в роду. А тебя в честь меня назвали – это правда.

- Дед! Послушай! И поверь! Времени у нас мало. Мы в опасности. Нас могут схватить в любую минуту…

Бабуля попыталась заголосить, но дед опять прицыкнул на нее.

- Говори! – коротко сказал внуку.

- Дед! Так получилось, что мы вчера помогали моему деду – твоему правнуку – он тоже часы чинит у нас в Павловске. Так вот с часовым механизмом что-то случилось, стрелка понеслась в другую сторону и мы с Оксаной оказались у вас в прошлом. Понимаешь, мы из будущего…- Михаил говорил сбивчиво, торопясь.

-Я это почувствовал, когда в последний раз заводил механизм на часах на ход, - задумчиво сказал дед. – С часами что-то не так. В них есть какая-то тайна.

- Я не знаю, почему так получилось, - Михаил торопился. – Но нас ночью схватили и меня посадили в тюрьму.

Бабуля охнула. Дед нахмурился.

- Нас ищут и, конечно, найдут.

- Из какого будущего вы к нам попали? – спросил дед.

- Из 2021 года…31 декабря. Новый год.

У бабули из глаз лились слезы.

- А где же наш Мишаня? – спросила она, недоуменно поглядывая то на супруга, то на несостоявшегося внука.

- Я не очень знаю нашу родословную, - повинился Михаил. – Но знаю, что твой внук стал революционером, был чекистом. Это мне еще дед рассказывал.

- Чекистом?

- Это военные, которые охраняют безопасность страны.

Похоже, бабуля все еще не могла поверить. Она подошла к Мишке сзади, взъерошила его волосы:

- Ну будет, внучек, смеяться над стариками…

Миша повернулся к бабушке, взял ее руку в свои ладони, прижал к щеке.

- Как мне хорошо у вас…Как я рад, что вижу вас, своих предков.

- А что же правнуки?

- Дед – я – Михаил Петрович Момотов, как и ты! Значит, все у нас нормально. Ты дал хорошую дорогу в будущее своему потомству. И самые старшие сыновья по наследству передают свое дело – часовщики, следят за нашими павловскими курантами.

- Они еще живы у вас? – у деда довольно сверкнули глаза. Мы тут за них воевали. Воронежские купцы удумали их забрать. Мы не отдали!

- Знаю, дед! Это известная история.

Вдруг у самых окон заржала лошадь. Приближалось утро. Начинало светать. Бабушка испуганно выглянула в окно.

- Дед, барин какой-то на повозке приехал.

- Уж не по вашу ли душу? – заволновался дед. – Куда же вас спрятать?

- Но в дверь уже постучали и в дом, не дожидаясь приглашения, буквально ворвался Чекризов.

- Так, молодежь, быстрее собирайтесь и в повозку.

- Иван Иванович! Не погуби! – взмолилась бабушка, закрывая своим тщедушным телом своих гостей.

- Дед схватил со стены ружье:

- Порешу! Не тронь внука!

- Михаил Петрович! – уже более спокойно сказал Чекризов. – За вашим внуком и его женой погоня. В городе переполох. Я знаю, что ваши потомки из будущего – Оксана намекнула. А я проверил. Паспорт Михаила остался в полицейском участке. Кстати, Михаил, вот он. Но оставаться здесь нельзя. И медлить тоже. Завтра я уже не смогу помочь.

- Дед! – мы должны уйти из вашего времени так же, как и пришли. - Вход и выход через часы! И именно в новогоднюю ночь, на стыке времен.

- Точно! – дед все еще держал ружье наперевес. – Бабка, держи тут оборону. А мы поехали к башне с часами.

Чекризов поторапливал. Михаил уже вышел за дверь, потом вернулся и обнял бабушку:

- Вы проживете долго и счастливо, бабуля. Особенно ты – 105 лет проживешь…Я знаю, мне дед рассказывал. Только могил ваших нет – старое кладбище разрушили, - сказал и устыдился сказанного. – Простите! И прощайте! Спасибо вам за все!

Бабушка Нюра плакала и мелко-мелко крестила уходящих, благословляя их в долгий путь.

Чекризов помог сесть в повозку Оксане. Миша подсадил деда. Тот волок больную ногу, но решимости ему было не занимать.

- Моих внуков в тюрьму – да ни за что! – дед не мог остановиться.

Помощь пришла, откуда и не ждали. И Оксана решилась отблагодарить купца первой гильдии:

- Послушайте! Ничего не говорите! И ничего не спрашивайте! Вам нужно уехать из России до 1917 года и, по возможности, перевезти оборудование ваших заводов. В семнадцатом у вас все заберут.

Чекризов молчал.

- Что будет с моим домом? - спросил тихо, как бы отрешенно.

Дом купца Чекризова
Дом купца Чекризова

- Ваш дом останется. Он есть и будет один из самых красивых в городе. В нем много лет будет располагаться педагогическое училище, в нем готовят учителей. Сейчас , правда, перевели в другое здание. Но оно у вас еще не построено. Это будущее реальное училище…

- Так его уже начали строить. Заложили фундамент. Ну а в доме моем что?

- Общежитие будущих учителей. Иван Иванович! Вы – благородный и честный человек, - голос у Оксаны задрожал. – Мы вам очень благодарны. Прошу вас, уезжайте…Будущего после семнадцатого года у вас в России нет.

Чекризов кивнул и было видно, что разговор этот слишком ошеломил его. Они подъехали к храму. У здания метались какие-то тени.

- Засада, - проронил Чекризов. - Я их отвлеку. А вы незаметно выходите из повозки и сразу в башню. Ключи только у вас. Больше нет ни у кого. Закрывайте изнутри. И отправляйтесь в свое будущее.

Михаил крепко пожал руку купцу:

- Спасибо за помощь! Оксана сказала правду. В семнадцатом будет революция. Экспроприация…Кто предупрежден – тот, как говорится, вооружен.

- Береги Оксану! – только и сказал Чекризов. – Она славная девушка. И тебя любит. Все! Я прощаюсь с вами. Счастливого вам пути! – Он поцеловал руку Оксане.

- Спасибо за информацию. Я обязательно подумаю…

Чекризов выбрался из повозки и побежал навстречу полицейским, которые вывернулись из-за угла храма.

- Эй, служивые! Могу подвезти. Видел, как побежали в сторону Дона двое. Может, наши беглецы. – А сам оттеснял полицейских за угол. – Да вон они, смотрите! – показывал вдаль. Те таращились в темноту, пытаясь разглядеть хоть что-то. Потом побежали. А Чекризов, вернувшись к повозке и убедившись, что часовщик и Михаил с Оксаной уже в башне, поехал за полицейскими в сторону Дона.

Тем временем, вся троица спешно поднималась по ступенькам башни. Дед сильно хромал, Оксана подняла полы своего вечернего платья, чтобы вновь не споткнуться. Михаил поддерживал деда сзади. Но в какой-то момент споткнулся сам и чуть не налетел на деда, ударившись о верхнюю ступеньку. Из нагрудного кармана что-то выскочило и покатилось… Плейер…с наушниками. Искать его было некогда. Да и невелика потеря. Дед преодолел только половину ступенек и тяжело дыша, остановился. Нестерпимо болела нога.

- Дед, я сам! Ты только скажи, что делать.

-Все то же самое, только наоборот. Цепляй крюком часовую стрелку и отправляй ее в другую сторону. Должно получиться. Поднимайся, если что, спрашивай. Я тебе подсказывать буду. Идите вместе! С Богом! Прощай, внук!

Михаил торопился. Оксана осталась на верхней ступеньке, там, где висел внушительный язык от боя часов, а Михаил вновь пробрался к самому циферблату, ловко подцепил часовую стрелку и с силой рванул ее вниз, направляя ее ускорение по часовой стрелке. Часовая стрелка завертелась с огромной скоростью. В глазах у Михаила помутилось, он в изнеможении присел, утирая пот со лба, и вдруг услышал голос деда:

- Ну что там у вас, внучек? Все получилось?

- Все получилось, дед! Наверное, - неуверенно сказал Михаил. И вдруг понял, что голос деда он слышит не из темноты башни, где остался часовщик, а из своего мобильника, лежавшего до этого мертвым грузом в кармане.

- Ну если все, тогда поторопитесь! С наступающим вас новым годом!

Михаил изумленно посмотрел вокруг. Вокруг темного храма в парке светились красивые под старину фонари, падал мягкий снег, а народ спешил по домам встречать новый год.

Михаил осторожно спустился, взял Оксану за руку, и они медленно спустились по ступенькам. Деда из прошлого в башне не было. А Оксанин мобильник взорвался десятками сообщений о пропущенных звонках и смсках.

- Мы дома? – тихо спросила Оксана.

- Да, - также тихо ответил Михаил. На двадцать второй ступеньке они увидели нерастаявший от снега след огромного валенка – еще недавно здесь стоял дед.

Когда они вышли из башни, часы мелодичным боем известили о том, что уже 11 часов вечера. Через час наступит Новый год. Но к Ирке с Владом после всего пережитого идти не хотелось. Михаил и Оксана посмотрели друг на друга и без слов поняли друг друга. Сегодня они пойдут к деду Михаила – Михаилу Петровичу.

Оксана позвонила друзьям, что планы резко изменились, те, хоть и поворчали, но не обиделись. А Миша набрал номер деда:

- Дед! Мы идем к тебе!

- Я вас давно жду, - сообщил дед.

***

За накрытым столом сидели двое. Два Михаила – дед и внук. Оксана и бабушка уже давно ушли спать. Новый год они встретили бокалом шампанского, закусили бабушкиными салатиками и, оставив мужчин, отправились на боковую.

- Вот так значит все было , - задумчиво произнес дед после того, как внук ему все рассказал. Потом встал, порылся в старинной шкатулке и достал маленькую коробочку: - Посмотри, твои?

На ладони у деда лежал Мишин плейер и крохотные наушники.

- Ты нашел их? – изумился внук.

- Нет! Этот предмет мне попал от моего деда. А ему от его деда – того, видать , самого. Его передают по наследству часовщики павловских курантов – то есть Михаилы Петровичи Момотовы. Тот самый пра-пра строго-настрого приказал тебе передать. И сказать, что верит в тебя и твоих потомков. Он нашел их на двадцать второй ступеньке башни– той самой, где споткнулась Оксана. Значит, ей суждено произвести на свет потомков нашего рода. Поэтому все эти чудеса и случились с вами обоими. Иначе и быть не могло.

Михаил сжал в ладонях найденную вещицу и на глазах его показались скупые мужские слезы:

- Спасибо, дед, за доверие!

Дорогие друзья! Вот и закончилась история новогодних приключений Михаила и Оксаны. И приоткрыта (только приоткрыта) завеса тайны старинных курантов. Если было интересно, жду вашей поддержки лайками и комментариями. Всегда рада новым подписчикам. С наступающим вас Новым 2022 годом! С уважением и признательностью, Ваша Зоя Баркалова.

-