Всего Марк Болан записал 12 альбомов – четыре маловыразительным дуэтом Tyrannosaurus Rex, восемь с группой T.Rex, и еще три были составлены из записей, оставшихся незавершенными после смерти этого гениального рокера. Но из всех этих творений выдающимися можно считать только восемь альбомов периода 1970-1977 гг., и «Tanx», вышедший в 1973-м, является вершиной творчества этого рано ушедшего из мира музыки артиста.
С Марком Боланом и его группой T.Rex у меня отношения очень долго были сложные. Центральный его альбом «Tanx» 1973 года я услышал еще в середине 70-х, потому что его не услышать было просто невозможно – в СССР он был не менее популярен, чем альбомы «Квинов», «Свитов», «Слейдов» и прочих рок-гуру «легкого поведения».
Но так как я тогда начинал с того, что потяжелее – Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, Black Sabbath и прочего подобного, то этот «Танк» как бы прошел мимо моего внимания.
Потом я продолжал изредка слушать «Ти Рекс», даже компакт-диск с хитами Болана купил, но меня заинтересовали на нем только такие энергичные шлягеры, как «Children of the Revolution», «20th Century Boy», «London Boys» и прочие подобные. На творчество Марка Болана в целом я внимания не обращал.
Но к началу 2000-х «классика рока» стала понемногу надоедать, и я начал открывать для себя другие группы, которые прежде игнорировал. Так, я нашел в своей виниловой коллекции, немалой тогда уже, сборник «Marc Bolan / T. Rex» от российского лейбла Russian Dick (1991 г.). Когда я его купил, где и зачем – я не помню, но прослушав его, я подумал – а неплохой таки сборник!
Позже оказалось, что это не сборник, или почти не сборник. На самом деле это был почти полный альбом T.Rex «The Slider» 1972 года, кроме 3 песен, которые советским (тогда еще) редактором были выкинуты и заменены на две другие песни, выходившие только на синглах.
Но мне и этого диска было достаточно, чтобы заинтересоваться Марком Боланом вплотную. Я накачал из Интернета его альбомов, а потом стал совершать регулярные рейды на наши барахолки, где можно было найти старый винил.
И вот первым мне попался как раз тот «Tanx», которым я так обидно не соблазнился в 70-х. Я купил этот виниловый альбом не за дешево (10$), притащил домой, и за неделю заслушал его буквально до дыр. Он мне показался настоящим шедевром, тем более что музыка Марка, несмотря на множество разных заимствований (или им, или у него – неважно) была совершенно уникальной.
Позже я достал на виниле все 8 (исключая первые четыре диска нудной психоделическо-акустической группы Tyrannosaurus Rex, а также три посмертных, которые мне тоже не понравились), и считаю эти альбомы совершенно шедевральными, невзирая на то, что по некоторым ключевым моментам они разноплановые.
Да, все альбомы периода 1970-1977 гг. прекрасны, даже те, которые считаются якобы провальными – 1974, 1975 и 1976 гг. Не вижу в них ничего провального. Музыка на всей восьмерке отличная, часто я слушаю все эти пластинки просто подряд и не вижу качественных различий.
Однако «Tanx» все же для меня как вишенка на торте. Этот альбом полностью безупречен и слушается как одна большая пьеса, несмотря на всё свое разнообразие. И поэтому удивительно, почему это произведение вдруг так провалилось в американских чартах – 102-я позиция против 17-й у предшественника. Зато в Великобритании этот диск сохранил за собой 4-ю позицию, а в Германии даже улучшил – 3-я позиция против 7-й. Правда, во многих других странах Европы он все же понемногу сполз, а в Канаде получилось практически такое же фиаско, как и в США.
Но не будем о плохом, а будем о хорошем. Марк Болан создал прекрасное музыкальное произведение, и мы рассмотрим, из чего же оно состоит. Все песни написал Болан самолично. Хронометраж песен взят с американской виниловой пластинки выпуска 1973 года.
Сторона 1:
1). Tenement Lady (2:54). Ненавязчивый ритм-энд-блюзовый номер с кривляющимся на вокале и изгаляющимся на гитаре Боланом, и всё это покрыто очень тяжелым меллотроном. На полпути сменяется пианинно-оркестровым (опять же меллотронным) опусом. На всех клавишных тут играет продюсер Тони Висконти, который, кстати, в 1975-м поработал с однотипной группой Sparks, создав с ними лучший их альбом.
2). Rapids (2:45). Эта композиция меня в свое время убила наповал (то есть очень понравилась), как бы внезапно вывалившись из предыдущей сюиты. Здесь уже вовсю скрипят гитары Болана.
3). Mister Mister (3:27). Еще один ритм-энд-блюз (следует сказать, что весь альбом, за небольшим исключением, ритм-энд-блюзовый). Болан тут снова выкручивается, как может, из-под давящего звука меллотрона и как бы стараясь перекричать саксофон. Но вокал у Болана совсем не гиллановский, отсюда и появился, наверное, такой уникальный чисто болановский стиль пения, во многих моментах похожий на подуставшего Брайана Коннолли из Sweet.
4). Broken Hearted Blues (2:00). А вот этот блюз чем-то напоминает песню Sweet «Lady Starlight», думаю, что эту идею Энди Скотт просто позаимствовал у Марка, пользуясь дружеским его расположением.
5). Shock Rock (1:40). Чистый гимн, вполне тянет на шлягер.
6). Country Honey (1:45). Конкретное буги-вуги в бабл-гамовом стиле Sweet начала 70-х, только скрипящих гитар больше, и нет чисто «свитовских» распевок.
7). Electric Slim and the Factory Hen (3:02). Еще один «свитовский» номер, только еще более раннего периода и под настоящий оркестр. Впрочем, чем-то напоминает и музыку Electric Light Orchestra, с которыми Болан в тот период очень дружил.
Сторона 2:
8). Mad Donna (2:13). Типичная новогодняя песенка, когда собирается много гостей, все пляшут, хлопают руками и подкрикивают главному вокалисту, еще и выдавливающему соло на гитаре после каждого такта.
9). Born to Boogie (2:03). Чистое буги-вуги конца 60-х, только оформленное под первую половину 70-х.
10). Life Is Strange (2:27). Баллада в стиле более-менее поздних «битлов», но авторства не Маккартни, а Леннона.
11). The Street and Babe Shadow (2:15). Еще один битловско-ленноновский хит. Но, несмотря на это сходство, песня уникальная, и ее тоже можно считать шедевром.
12). Highway Knees (2:32). Для тех, кто хорошо знает творчество Sparks, эта романтическая песня живо напомнит этот знаменитый дуэт. Марк тут как бы старается подражать Расселу Маэлу, хотя на самом деле фирменный стиль «Спарксов» сформировался после 1974 года, отсюда можно сделать вывод, кто у кого тянул идеи.
13). Left Hand Luke and the Beggar Boys (5:13). А этот «хит» в виде американизированного немецкого блюза использовался очень многими музыкантами типа Рода Стюарта или Нины Хаген, но чаще всего – Меркурием и группой Queen. Однако специфический вокал Болана делает песню уникальной. Прекрасная «закрывашка» для альбома.
К альбому шли и всяческие бонусы, но они настолько хороши, что их надо рассматривать в отдельном исследовании, чем я планирую заняться буквально на днях. В эти бонусы попали и такие хиты Болана как «Children of the Revolution» и «20th Century Boy», записанные во время сессий для альбома, но это как бы совершенно отдельные произведения со своей собственной биографией.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Мик Стюарт - второй гитарист Sweet озвучил дебютный альбом группы «The Sweet & The Pipkins. Gimme Dat Ding», 1971 г.
«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй
Игги Поп – дедушка мирового панк-рока, который в 1976 году вместе с Дэвидом Боуи гулял по Москве
Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом