Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверное вы могли видеть на просторах интернета вот эту картинку, которая вызывает некий когнитивный диссонанс: кузов железнодорожного локомотива поставленный на автомобильное шасси, ну или, говоря проще - на автомобильные колёса.
Причём сварганили это дело, впрочем, не так давно: задумка в Министерстве Обороны РФ появилась в 1999 году, а работы по непосредственному «скрещению» проводились в 2002 - 2003 годах. Проект и чертежи разрабатывались учёными и инженерами МГТУ им. Баумана, а работы проводились на базе НИИИ-21, что в городе Бронницы. Причём сам НИИИ занимается подвеской колёсных и гусеничных машин для нужд армии.
Особенности конструкции
Ну что же, основа этого чуда - тепловоз ДМ62. Считаю нужным кратко пояснить, в чем же его отличие от классического, всем известного М62. Дело в том, что односекционные ДМ62 предназначались использования в составе БЖРК (боевых железнодорожных ракетных комплексов). Внешне от обычных «Машек» отличались исполнением буферных фонарей (у ДМ они квадратные), а также бесчелюстными тележками. В итоге один из таких тепловозов (ДМ62-1727) и «выдернули» для этого эксперимента.
Ну а шасси взяли от пусковой ракетной установки на база «Урагана», увеличив ширину колеи. У каждого из 12 колёс задумывался свой, индивидуальный привод, в виде асинхронного тягового электродвигателя, которые размещались в ступицах колёс. «Рулевое управление» - гидравлическое, для нормальной работы которого в кузове была установлена маслостанция (она же гидравлическая станция). К слову, она была самым «колхозным» элементом, из-за чего всё это дело так и не поехало.
Смотря на это чудо можно задаться вопросом, что это за ящики по бокам. В них располагались аккумуляторные батареи и емкости для масла (для работы гидростанции). А под рамой были установлены топливные баки.
Давайте уже испытывать!
В 2003 году, когда сию военную технику вроде как доделали - её повезли на испытания на военный полигон под Бронницами. Планировалось доставить именно своим ходом. Но, когда дело дошло до реальной эксплуатации (по крайней мере движения своим ходом) выяснилось, что из 12 колёс приводом (ну то есть электродвигателем) оборудованы лишь два колеса, а агрегаты, отвечавшие за поворот колёс и вовсе - представляли собой тихий ужас.
В общем, никуда это дело не уехало. Своим ходом по крайней мере точно, этот «грузовик», в итоге, перемещали от Коломны до Бронниц с помощью тягачей. Поговаривают, там ещё на последних километрах казус был, что колёса тепловоза встали «враскорячку», что крайне сильно осложнило его буксировку. Но это непроверенная информация.
Зачем это сделали?
Никто особо не знает. Ну как, версий и догадок то довольно много, но я бы выделил две наиболее адекватных из них. Первая заключается в том, что это была чисто экспериментальная машина, что вполне логично. Тепловоз на колёсах это уже скорее психологическое оружие для противника, нежели реальное.
Скорее всего испытывали вездеходное шасси в совокупности с тяговыми характеристиками дизельной установки тепловоза. Мол шасси были, а дизелей у Минобороны не было, зато они нашлись у железнодорожников в достатке.
Вторая версия кроется в том, что военным была нужна мобильная электростанция. Звучит тоже вполне правдоподобно. Но даже если и так, в том виде это в серию бы точно не пошло. Кузов бы разработали, а тепловоз это так - на скорую руку. Но, как бы то ни было, финансировать дальше проект не стали и программу закрыли. А сам тепловоз на колёсах простоял до 2011 года, после чего был порезан на металлолом.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!