Найти тему
Судострой

Достроен крупнейший сухой док в России

На судостроительном комплексе «Звезда» завершено строительство сухого дока. Построенное досрочно силами иностранных подрядчиков гидротехническое сооружение значительно расширит возможности судостроителей.

Сухой док судоверфи «Звезда» в Большом Камне / Фото: ССК «Звезда»
Сухой док судоверфи «Звезда» в Большом Камне / Фото: ССК «Звезда»

На строящейся суперверфи «Звезда» в Большом Камне важное событие – завершено строительство сухого дока. Циклопическое гидротехническое сооружение (длина – 485 м, ширина – 114 м, глубина – 14 м) позволяет строить и, главное, спускать на воду суда и морскую технику практически без ограничений по спусковому весу.

Для спуска построенного объекта на воду сухой док, расположенный ниже уровня моря, заполняется водой. Затем отводится плавучий гидротехнический затвор (отделяющий сухой док от акватории), и построенный заказ выводится в Уссурийский залив.

Примечательно, что в сухом доке можно одновременно строить несколько судов. Для частичного заполнения дока водой при спуске на воду готового заказа предусмотрена перемычка.

Для работы с секциями и блоками судов сухой док оснащён несколькими подъёмными кранами. Крупнейший среди них – изготовленный в Китае козловой кран «Голиаф» грузоподъёмностью 1200 тонн. Для меньшего веса, например, судового комплектующего оборудования, предусмотрены четыре башенных крана грузоподъёмностью 60 тонн каждый.

Модель сухого дока ССК «Звезда» / Фото: Судострой
Модель сухого дока ССК «Звезда» / Фото: Судострой

По своим размерам сухой док ССК «Звезда» входит в число мировых лидеров и является крупнейшим в своем классе в России. Ближайшим конкурентом можно считать сухой док завода «Залив» длиной 354 м шириной 60 м и глубиной 11 м. Однако верфь в Крыму аналогичным портфелем заказов похвастаться не может.

На «Звезде» же сформировалась очередь из заказов для сухого дока. В гидротехническом сооружении уже формируются части корпусов танкеров-газовозов СПГ. Здесь же строится и головной ледокол проекта «Лидер». Впрочем, в последнее время на выставочной модели будущей верфи «Звезды» в сухом доке представлены исключительно газовозы.

Раньше на выставочной модели сухого дока находилось место для «Лидера» / Фото: Судострой
Раньше на выставочной модели сухого дока находилось место для «Лидера» / Фото: Судострой

О сроках. Сухой док построен раньше запланированного срока. Только не на три года, как заявлено в официальном пресс-релизе, а на два. Работы по устройству котлована начались в 2017 году. Первоначально сухой док планировалось сдать в 2023 году. Затем, в сентябре 2018 года, сроки были перенесены на 2020 год. Фактически объект готов в конце 2021 года.

Об участниках процесса. Проектная документация для сухого дока разработана в Дальневосточном проектном институте «Востокпроектверфь» (как и ССК «Звезда», входит в судостроительный кластер НК «Роснефть»). Работы выполнялись специалистами «Китайской компании коммуникаций и строительства» (China Communications Construction Company Limited – CCCC).

Об оборудовании. Помимо кранов из Китая, на объекте используется и отечественное оборудование. Например, поставщик арматуры для сухого дока – компания «Армалит» из Санкт-Петербурга.

Досрочный ввод в эксплуатацию сухого дока позволит корабелам из Большого Камня выполнять взятые на себя обязательства по срокам постройки судов. А тем временем верфь «Звезда» продолжает строиться. Завершение второй очереди запланировано на 2024 год. Судя по фото с площадки, работы ещё много.