Найти в Дзене

ЛАЗ–697 "Турист" 90 годы прошлого века. Забег по пресечённой местности

drive2.com. Фото с Яндекса. ЛАЗ- "Турист"
drive2.com. Фото с Яндекса. ЛАЗ- "Турист"

Работал в колхозе, сначала на автобусе "Кубань". Затем мне выпала честь поработать на автобусе ЛАЗ–697"Турист". Списанные автобусы были куплены колхозом в Туапсинской автобазе. Колхоз занимался выращиванием овощей. Автобусов было много. Сначала был один ЛАЗ–695, затем купили ещё два 697. В хозяйстве была база отдыха, в посёлке Архипо-Осиповка. Туда каждое воскресенье возили отдыхающих. Это был обычный рейс с отдыхающими. В рейс автобус уходил укомплектованный двумя водителями. Получалось четыре часа туда, четыре обратно, но это когда нет пробок. Которые часто возникали на этой трассе. Мне нравилось, выполнять рейс в Архипо-Осиповку. Ехали не спеша, по приезду было время сходить искупаться в море. Подготовить автобус к обратному пути, бывало и скаты монтировали. В автобусе были объёмные багажники, так в них возили много запасных деталей, в том числе и несколько камер. В тот день было всё штатно, приехали, проверили автобус. Пошли на море искупались, после поиграли в бильярд, на базе отдыха. Точно по графику в 16-00 тронулись в обратный путь.

Фото автора. Перевал.
Фото автора. Перевал.

Напарник сел за руль, я сидел, дремал в мягком кресле. Чем не работа, отдыхаешь, ещё и в море купаешься. Природа красивая, воздух чистый, курорт, а не работа. Транспорта было не много, автобус мягко катил к намеченной цели. Уставшие от отдыха пассажиры тоже отдыхали в мягких креслах. Напарник включил лёгкую музыку в радио-магнитоле. Пассажиры не возражали. Добрались до перевала, перед перевалом остановка, на не большом придорожном рынке. Очень тяжело ЛАЗ с пассажирами поднимается на перевал. Подъём идёт на второй передаче двигатель нагревается. Поэтому перед перевалом открывали капот двигателя. Здесь не было ни чего нового, так делали всегда. Хотел сесть за руль, но напарник сказал: – Отдыхай! Сел на своё место, автобус пошёл на штурм перевала. Подъём шёл штатно напарник уверенно вёл автобус.

uncle-vova.com. Фото с Яндекса. Двигатель ЛАЗ.
uncle-vova.com. Фото с Яндекса. Двигатель ЛАЗ.

Всё началось, неожиданно, автобус вышел на самый сложный участок подъёма. В это время водитель заметил, резкое падение воздуха в тормозной системе. Кивком головы позвал меня к себе. Подошёл, громко разговаривать нельзя, потревожим пассажиров. Может начаться не контролируемый процесс. Остановить идущий на подъём автобус не чем, может покатиться назад. Сначала решили останавливать, и ручником и упорами под колёса удержать автобус. Но упоры в багажнике, их ещё достать надо. Воздух ушёл почти до критической отметки. Автобус продолжал карабкаться в верх. Был шанс доехать не останавливаясь что и делами. Решение пришло неожиданно. Объяснил напарнику. Взял ключи, они были в вещевом ящике в салоне. С вымученной улыбкой открыл дверь и покинул автобус, дверь захлопнулась. Капот был открыт, мне осталось бежать за ревущим автобусом о визуально определять не исправность. Так я в первые увидел работу двигателя при работе в нагрузке. Внимание сосредоточил на компрессоре. Вибрирующий штуцер, определил сразу. Осталось подтянуть гайку и забег закончиться. Сильно мешали ремни. За несколько подходов гайка затянулась. Раздался звук воздушного сигнала. Значит всё в норме. Бежать сил больше не было. Автобус догнать не мог. Весь мокрый, от пота свернул на обочину, махнув рукой водителю, что бы продолжал путь. Дышать было не чем.

Фото автора. Природа перевала.
Фото автора. Природа перевала.

Стоял не мог сдвинуться с места. Возле меня остановилось сразу три автомобиля, они видели мой забег и старались не мешать, а теперь предложили свои услуги. Было очень приятно, что сработало шоферское братство. Быстро догнали автобус. Он стоял на ровной площадке. Напарник осматривал двигатель. Пассажиры любовались, красотами южного пейзажа. Они ни чего не заметили, и это радовало.

Фото автора. 25.12.2021. Станица.
Фото автора. 25.12.2021. Станица.

Вот и заканчивается Сибирская зима. В права вступает настоящая Кубанская зима. Спасибо всем!