Найти в Дзене
Мифы и тайны истории

В светлое будущее на "Красном казаке", или Агитационные поезда как инструмент большевиков борьбы за власть, и мифы про них

Оглавление

По молодой РСФСР колесили агитационные поезда, от которых у нас остались лишь смутные воспоминания. Я уже рассказывал об агитационных самолётах и агитационных пароходах, теперь настала пора познакомиться агитационными поездами.

Общее руководство агитпоездами, 1919 г.

-2

В январе 1919 г. Президиум ВЦИК выработал «положение о литературно — инструкторских поездах» и об инструкторах Народных Комиссариатов на этих поездах. Для руководства деятельностью агитпароходов и агитпоездов тогда же при ВЦИК создали Отдел агитпарпоездов, руководимый Яковом Буровым, который имел право, ввиду важности стоявших перед ним задач, обращаться непосредственно к Ульянову (Ленину) как председателю Совнаркома и инициатору агитпароходов.

Комплектация агитпоездов варьировалось от 7 до 16 вагонов. В составе каждого агитпоезда были:

  • политотдел (из агитаторов ЦК РКП(б) и инструкторов от народных комиссариатов. Во главе политотдела стоял политический комиссар агитпоезда, назначаемый президиумом ВЦИК, знакомый с деятельностью советских организаций на местах),
  • бюро жалоб,
  • информационный отдел,
  • редакция газеты,
  • типография,
  • книжные склады,
  • киоски и магазины, через которые распространяли газеты и журналы,
вагон для совещаний агитпоезда "Октябрьская революция"
вагон для совещаний агитпоезда "Октябрьская революция"
  • вагон для совещаний,
  • киновагон с кинозалом и оборудованием для кинопоказа,
охрана агитпоезда "Октябрьская революция"
охрана агитпоезда "Октябрьская революция"
  • охрана.

Все отделы были связаны внутренним сквозным проходом и телефоном. В работе агитпоездов в разное время участвовали многие политические деятели того времени.

-5

Первые агитпоезда просто оклеивали плакатами. Из-за их недолговечности стали использовать масляные краски. Роспись первых поездов выполняла декоративная подсекция секции изобразительных искусств Отдела просвещения при посредстве Союза художников-живописцев нового искусства и художников-графиков. То были К.С. Малевич, В.Е. Татлин, М.З. Шагал, К.С. Петров-Водкин, И.И. Нивинский, Д.С. Моор, М.М. Черемных. Тематика росписи поездов была чрезвычайно разнообразна - чаще всего вагоны расписывали на злобу дня - бой Красной армии с Белой, сев и жатва, ремонт мостов, починка шоссейных дорог, разработка торфяных болот. В росписях вагонов присутствовали немногочисленные сюжеты на антирелигиозную тему.

были разработаны блоки маршрутов:

  • "Великорусский" (Обслуживал центральные губернии Республики);
  • "Урало-Сибирский" (по Дальнему Востоку, Уралу и Сибири);
  • "Северный" (по Олонецкой, Вологодской, Архангельской, Вятской и Псковской губерниям);
  • "Южный" (охватывал Черноморскую область, Дон, Кубань, Кавказ и Крым);
  • "Восточный" (обслуживал Туркестан, Бухару, Хиву).

За 2 года агитпоезда ВЦИК устроили 1962 киносеанса и 106 концертов, которые посетило 2 216 000 человек.

1. "Литературно-инструкторский поезд им. В.И. Ленина" или "Агитационно-инструкторский поезд №1 им. Ленина", 8.1918-1.1920

Киновагон "Театр народа". Надписи слева: Раньше двери театра были закрыты для народа. Справа: Солнце Советской Республики освещает путь к истине, знаниям, правде. Кто знает, тот побеждает.
Киновагон "Театр народа". Надписи слева: Раньше двери театра были закрыты для народа. Справа: Солнце Советской Республики освещает путь к истине, знаниям, правде. Кто знает, тот побеждает.

Был первым агитпоездом, был оборудован Военным отделом издательства ВЦИК к августу 1918 г., и 13 августа вышел в Казань, только что у чехо-словаков. Далее поезд совершил поездки в район Северо-Западного края с декабря 1918 г. по март 1919 г., на Украину - с июня по август 1919 г., и в Сибирь - с октября 1919 г. по январь 1920 г.

-7

Оформлением руководил художник А.А. Осмёркин. Один из его вагонов был расписан на тему «Четыре злых вампира», среди которых присутствует карикатурно изображённый священник. В 1919 г. для поездки на Украину в его книжном магазине в наличии был один из первых антирелигиозных журналов «Революция и церковь» (100 штук), книги: «О штучках попов и кулаков» (400 штук, цена за штуку 1,5 р), «Правда о Боге» (100 штук по 8 рублей), «Поповские обманы», авторства Мещерякова (300 штук по 4 рубля), «Мощи», автор - Ломакин (500 штук на 300 рублей), Мишин «Религия и коммуна» (300 штук на 1500 рублей).

-8

Один из вагонов - окна РОСТА.

2. "Октябрьская революция" или "Имени Октябрьской революции", 29.4.1919-12.12.1920

Детская декламация с вагона
Детская декламация с вагона

"Октябрьская революция" был направлен для агитационно-пропагандисткой и организатор­ско-просветительской работы. Совершил с 29 апреля 1919 г. по 12 декабря 1920 г. 12 поездок по европейским и сибирским губерниям.

-10

Во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым весной 1919 г. посетил Казань, Симбирск и Самару. В 1920 г. побывал на Южном и Юго-Западном фронтах, на Украине, Дону и Кубани, Северном Кавказе и Сибири.

-11

В работе агитпоезда участвовал один из старейших коммунистов литератор М.С. Ольминский, наркомы просвещения А.В. Луначарский, здравоохранения Н.А. Семашко, юстиции Д.И. Курский, внутренних дел Г.И. Петровский (одно время был политическим комиссаром поезда). И, честно говоря, глядя на них, с трудом отличаешь их от буржуев, против которых они боролись.

-12

Для повышения эффективности работы на местах, вагоны агитпоездов часто перекрашивали в зависимости от политической обстановки пункта назначения поезда. Из протокола Комиссии по осмотру поезда: «Вместо лозунга «Да здравствует всемирная рабочая революция» нужно написать «Не религия, а машина и знания спасут нас».

3. "Красный Восток", 23.1.1920-9.3.1921

-13

Совершил с 23 января 1920 г. по 9 марта 1921 г. 2 поездки в Туркестан и другие районы Средней Азии.

-14

Имел в своём составе Мусульманский отдел, сотрудники которого занимались просветительством среди мусульманского населения с учётом специфики населения Востока. В работе поезда особое внимание уделялось положению женщин в мусульманском мире.

-15

Только за август-сентябрь 1920 г. "Красный Восток" отпустил просветительным учреждениям и общественным организациям Ташкента, Ходжента, Коканда, Ферганской долины и других населённых пунктов Средней Азии 179 библиотек и около 17 000 книг.

4. "Красный казак", 4-7.1920

-16

С апреля по июль 1920 г. совершил поездку на Дон и Кубань. В украинском составе (преобразован из «Красный казак» в июне 1920 г.) была вагонная роспись «Барский сброд».

Киновагон "Красного казака"
Киновагон "Красного казака"

Поезд был сформирован к моменту разгрома Деникина.

-18

Ударный лозунг поезда от 14 марта 1920 г. гласил: «Казаки, не верьте, будто Советская власть преследует церковь и религию, никакого насилия над совестью, никакого оскорбления церквей и религиозных обычаев Советская власть не потерпит» также с карикатурным изображением священника.

-19

Вагон коменданта.

5. "Советский Кавказ", 7-10.1920

Совершил с июля по октябрь 1920 г. поездки на Северный Кавказ и в Азербайджан.

Главный миф про агитпоезда

-20

Главный миф про агитпоезда - что эта технология использовалась только в период гражданской войны. Причём, пишут это уже в Википедии, дальше которой обычно наши школьники не смотрят.

Простите, но она даже сегодня используется, не говоря про советские времена. Приведу несколько примеров в подтверждение своих слов:

6. "Все на выборы", 1950 г.

-21

В 1950 г. ходил агитпоезд "Все на выборы!" Московско-Рязанской железной дороги.

-22

Вот так обеспечивали явку на выборы в 1950 г.

-23

Нужно было набрать нужное количество голосовавших. Ничего не меняется?

7. Костромского обкома КПСС, 1959 г.

-24

Локальных агитпоездов также хватало.

8. "50 лет Октября", 1967 г.

-25

Вот агитпоезд "50 лет Октября" на станции Тоцкая Оренбургской области в 1967 г.

9. "Свердловский комсомолец"

-26

Был и такой.

10. 30-летия Победы, 1975 г.

-27

К 30-летию Победы по стране колесил агитпоезд.

11. "Комсомольской правды", 1975-6 гг.

-28

Агитпоезд "Комсомольской правды" колесил по БАМу.

-29

5 октября 1975 г., в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл 1-й агитпоезд ЦК ВЛКСМ. В поезде было 6 вагонов: 2 вагона-клуба, 2 - жилых, вагон-столовая и дизель-станция.

-30

У поезда даже была собственная автотехника. Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 км. 15 месяцев поезд ездил по БАМу.

12. ЦК ВЛКСМ, 1982 г.

Про этот поезд в конце будет видео.

13. "Сирийский перелом", 2019 г.

-31

Не так давно к агитпоездам снова вернулись. Интересный способ показать роль РФ в разгроме террористического псевдогосударства.

-32

С его техникой на платформах.

14. Поезд Победы, 2020 г.

-33

К 75-летию Победы дорогами России колесил агитпоезд Победы.

15. "Мы - армия страны, мы - армия народа", 2021 г.

-34

Министерство обороны в июня 2021 г. провело по всему Транссибу агитпоезд "Мы - армия страны, мы - армия народа" с образцами современной боевой техники РФ.

Миф 2-й - что агитпоезда делала только советская власть

-35

Это не так - вот на фото агитпоезд Деникина "Все за Россiю" в 1919 г. на станции Ростов-на-Дону.

-36

И на него работали художники не хуже большевистских.

Поведём итоги: итак, насчитал 15 агитпоездов в ранние и поздние советские и наши современные годы. Нашёл агитпоезд у Белых. Не стареет технология. Правда, если раньше ездили с литературой и кино от ВЦИК, потом - от разных ведомств и газет, теперь возят материальные примеры прошлого - как музеи на колёсах. И, кстати, из 15 -только 5 послереволюционных (33%), 7 - послевоенных советских (47%) и 3 современных (20%) - в 2019-2021 гг. И количество современных быстро растёт.

Бонус для дочитавших: видеохроника визита агитпоезда ЦК ВЛКСМ в 1982 г. в Саратов.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Автор: Глеб Алексушин