Найти в Дзене

Почему война в Эфиопии никак не может закончиться: благими намерениями...

Оглавление

Когда к власти в этой восточноафриканской стране пришёл молодой политик Абий Ахмед Али, все решили, что для Эфиопии настали благословенные времена свободы и устойчивого развития. Закончился вечный конфликт с соседней Эритреей, а тысячи политзаключенных получили свободу. Объём экономики второй по населённости страны в Африке – более 120 миллионов человек – рос с рекордной скоростью, а в столице государства появились не только небоскребы – этим кого удивишь, они и в Палестине есть – но и высокоскоростные поезда.

Но в прошлом году ситуация переменилась – восстали сепаратисты из региона Тыргай. Премьер обещал расправиться с мятежниками за пару недель, но конфликт идёт уже год, в ход пустили авиацию, конца и края гражданской войне, породившей смерть и разрушения, не видно. Европа и США, которые поддерживали Абия на начальном этапе его пути, теперь пугают санкциями, север страны голодает, а правозащита безошибочно винит обе стороны в военных преступлениях. О причинах конфликта – наш материал.

Разведчик-реформатор

Повстанцы с Севера и премьер Абий воевали не всегда – изначально нынешний руководитель успел сделать в разведывательных структурах ныне оппозиционного тыргайского клана отличную карьеру. Тринадцатый сын нищего оромийского фермера, он успел повоевать со сторонниками свергнутого императора Хайле Селассие, в четырнадцатилетнем возрасте вступив в отряд партизан. Дембеля не случилось – затем была война с Эритреей, а после талантливого парня, выучившего несколько языков, в том числе используемого командованием армии наречия тигранья, приметила разведка.

Следующие 27 лет Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ) и его партнеры по коалиции правили страной, порой прибегая к репрессиям и даже пыткам для подавления протестов и беспорядков. Выйдя в отставку полковником, он получил степень магистра в Англии и стал министром науки. В 2018 году набравший популярность политик стал руководителем коалиции правящих сил, а вскоре был назначен премьером. Лозунги были до боли знакомы: антикоррупционная борьба, честные выборы и рост экономики. Первым мощным символическим жестом стала отмена антиэкстремистского закона и закрытие тюрем для оппозиционеров, а затем ещё и амнистия.

Нобелевка за договор с Эритреей

Серьёзным достижением Абия на посту считается прекращение конфликта с Эритреей – эта страна провозгласила независимость в начале девяностых, после чего начался затяжной конфликт за территории. Подписание соглашения с соседом открыло возможность для возвращения сотен тысяч беженцев и восстановления отношений.

Но внутри страны не все отнеслись к инициативе положительно и с ликованием – тыргайские элиты увидели в ситуации угрозу. А тут ещё и антикоррупционные реформы напрямую затронули чиновничество, во многом состоящее из представителей этого клана. В 2019 Абий распустил старую коалицию и создал новую партию, но представители тыргайской группировки входить в неё отказались.

В прошлом году на фоне коронавирусной пандемии премьер принял решение перенести выборы федерального парламента и региональных ассамблей. Однако в Тыргае с этим решением не согласились и провели выборы сами, с предсказуемым лидером. После этого выборы были объявлены нелегитимными, а центр прекратил финансировать провинцию. В ноябре прошлого года тыргайские боевики взяли военную базу и захватили оружие, после чего Абий начал операцию по принуждению к миру. В ней приняли участие военнослужащие нового союзника, Эритреи. Премьер отрицал, но факты были очевидными и красноречивыми, а военные преступления против гражданских – неоспоримыми и жестокими.

В конце ноября федералы установили контроль над столицей мятежников, но восстание не закончилось. Началась партизанская война, которая шла с переменным успехом до лета 2021 года, пока, перегруппировавшись, повстанцы не отбили столицу, Мэкэле, после чего развили наступление в Амхаре и Афаре.

Поняв, что решить проблему силой не удастся, Абий объявил блокаду региона: туда не ездит транспорт, остановлена подача энергии и питьевой воды, перерезаны телефонные и телеграфные линии. ООН настаивает на снятии блокады, но Абий утверждает, что международные представители лезут не в свое дело.

В сентябре против эфиопского режима введены санкции США, которые пока не применяются. Президент США призвал всех к мирному урегулированию, заявив, что военного решения конфликта нет и не предвидится.

Зверства и массовые изнасилования

Два миллиона человек стали беженцами, а правозащитники зафиксировали как минимум 230 военных преступлений, хотя премьер в своей речи 30 ноября 2020 года в парламенте заявлял: ни один некомбатант не погиб.

В начале войны вдобавок ко всему стали появляться сообщения о жертвах в районе действия эритрейских войск, союзных режиму Абия. Объектом насилия со стороны эритрейцев стали лагеря беженцев в приграничной зоне. С ноября по январь в эти лагеря наведывались как повстанцы, так и союзники Абия, и все занимались одним и тем же – убивали, насиловали и совершали грабежи.

Считается также, что отличительной чертой этой войны стало применение насилия против женщин. Собраны сотни свидетельств о массовых изнасилованиях тыргайских женщин.

Попытки дипломатии и новый виток войны

Наряду с США примирения пытались достичь и функционеры Африканского союза – международной организации, созданной Муаммаром Каддафи в качестве местного Евросоюза. Реальной власти у неё нет, но авторитет поднакопить удалось. Спецпредставителем был назначен экс-лидер Нигерии Олусегун Обасанджо, имевший опыт противодействия сепаратистам и мирного урегулирования.

Вот только Абий не намерен его слушать и идти на уступки. Вместо этого он объявил политических противников экстремистами – и сказал, что не будет вести в ними переговоры, пока оружие не будет сложено.

Иронии ситуации добавляет то, что штаб Союза расположен в эфиопской столице Аддис-Абебе, буквально на задворках войны. Тыргайцы на словах демонстрируют готовность к переговорам, но выставляют невероятные с точки зрения федералов условия – например, отмену всех законов, касающихся региона и принятых после начала конфликта.

Мириться никто не собирается, война продолжается. Что ни день, эфиопская армия бомбит Мэкэле и другие тыргайские города. Для подавления сопротивления Абий применяет печально известные дроны турецкого производства «Байрактар ТБ2». Тыргайцы же вступили в альянс с сепаратистами из Оромии и ведут успешное наступление в направлении столичного города.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Зарядка по ходу движения, беспилотники и бетон: что нас ждет на дорогах будущего

Выпускники школ России стали реже поступать в вузы. К чему приведет эта тенденция?

Хочешь в будущем зарабатывать больше всех? 7 профессий, которые позволят это сделать

#эфиопия #война #дипломатия #политика #экономика