Найти тему
Истории Вкратце

Как рекламная кампания заставила американских женщин стать домохозяйками

Когда во время Второй мировой войны мужское население Америки ушло на фронт, государству срочно потребовалась рабочая сила, которая заполнила бы образовавшиеся «пустоты». Как и во многих других странах, в штатах исполнять обязанности, прежде возлагаемые на плечи мужчин, взялись женщины.

американские рекламные плакаты времен Второй мировой войны
американские рекламные плакаты времен Второй мировой войны

Была развёрнута крупная медиа-кампания - плакаты, объявления, киноролики и статьи мотивировали домохозяек занять места своих мужей, а истории о «сильных» американках беспрерывно освещались в прессе.

Но ближе к концу войны, когда её исход был очевиден, политика государства относительно женщин и их места в обществе изменилась. Власти стали переживать за целостность семей и поэтому была поставлена цель - как можно больше американок вернуть к исполнению их традиционной гендерной роли. Да и социально-экономические условия этому способствовали.

Во-первых, конец войны означал возвращение трудоспособного мужского населения к рабочим местам, занимаемым женщинами. Во-вторых, экономика страны испытывала подъем, благоприятствующий повышению уровня жизни среднего класса и, принадлежавшие к нему семьи, могли позволить себе жить сыто и с одним кормильцем.

Тогда вместо рассказов о сильных женщинах печатные издания стали выпускать статьи о вреде карьеры и высшего образования. А медиа-кампания была направлена на внушение американскому обществу идею того, что работающая женщина — это отклонение, а не новая норма.

В брошюре Военного министерства США заявлялось: «Женщина – лишь заместитель, это сродни использованию пластмассы вместо металла»

рекламный плакат 1950-е
рекламный плакат 1950-е

Пропаганда нового эталона семейной жизни и внедрение стереотипных образов в сознание людей осуществлялись главным образом с помощью телевизионной рекламы. В послевоенные годы более 60% американцев имели телевизоры, по которым и транслировались рекламные ролики с изображением идеальной американской семьи, где женщина - всегда домохозяйка. Она ухоженная, одета по последней моде и вся забота о семье (кроме финансового обеспечения) лежит на её плечах.

А реклама, конечно, не только продвигала в массы необходимые образы, которым нужно соответствовать, но и приносила огромный доход торговым маркам – ведь образ идеальной домохозяйки неизменно ассоциировался с теми товарам, которые она рекламировала.

На деле всё выглядело не столь радужно, и соответствовать идеализированным стандартам было сложно.

И за улыбками женщин нередко скрывались затяжной алкоголизм и прием антидепрессантов, позволяющие заглушить боль и стыд от невозможности соответствовать идеалу, терпеть авторитаризм мужа и капризы ребенка. В 1950 - 1960-е гг в США наблюдался пик самоубийств среди белых женщин.

Управление сознанием американок с помощью телевизионной рекламы и печатных изданий было действительно хорошо продуманным решением правительства США. Но удивительно, что и сегодня такие фокусы работают - люди верят идеальным и красивым картинкам из чужой жизни, которая лишь более хорошо прикрытая, но, как и прежде, реклама.

Ещё больше интересных историй на канале, подпишитесь, чтобы не пропустить.