Найти тему
Мария Фарбер

Проблемы психологической службы в образовании

Должность психолога в отечественных школах была официально введена в 1989 году. Прошло чуть больше 30 лет. Не будем говорить о том как это было. Поговорим какое положение вещей мы можем наблюдать на сегодняшний день. Поговорим о психологической службе в образовании, организация которой срочно требует изменений.

Красной строкой хочу провести в этой статье оговорку о том, что есть в регионах школы и техникумы, в которых совпало так, что большинство описанных пунктов сводится к нулю. Назовем это коротко - «звезды сошлись». Так же имеется тенденция на повышение психологической просвещенности населения.

Итак, обозначу основные проблемы.

1. Отношение к психологу в образовательном учреждении.

Администрацией и педагогическим составом психолог рассматривается как некая педагогическая единица, работа которой не требует особых усилий, у него нет никаких важных обязанностей, он занимается ерундой или болтовней, которая может подождать. Иногда вообще суть работы психолога непонятна коллегам по школе или колледжу. Соответственно его используют для того, чтобы «заткнуть дыры» в процессе обучения: вместо отсутствующих преподавателей, вместо социального педагога, вместо педагога-организатора, вместо администратора, помощника в составлении отчетов, секретаря, организатора и ведущего конкурсов, которые требуются образовательными программами и никакого отношения к работе психолога не имеют. То есть, у психолога помимо должностных обязанностей, в отведенное рабочее время, есть еще и дополнительный объем работ, не прописанный в должностной инструкции и не обсуждаемый на собеседовании.

Когда случается критическая ситуация, популярность психолога возрастает в считанные минуты, выясняется, что он не выполнил свою работу.

2. Отношение к психологу обучающихся и их родителей.

Отношение администрации и педагогов к работе психолога естественно влияет и на отношение к нему родителей. Плюс, родители видят, что психолога можно редко застать на рабочем месте и в самом образовательном учреждении. Родители не знают, что психолог может сопровождать ребенка в суде, уехать на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), в отдел опеки и попечительства. Из профессиональных образовательных организаций он может уехать на проведение медицинского обследования для сопровождения детей, в областных городах – экскурсии; сопровождать ребенка в больницу, если его забирает скорая, на конкурс или городское мероприятие для того же сопровождения, а к детям, которые находятся на домашнем обучении психолог ходит домой.

Подавляющее большинство родителей ответственно заявляют, что «у нас в школе психолога нет, мы о нем не слышали, не знаем». Другая часть их машет рукой, мол, толку от него нет. В целом, серьезно к психологу родители не относятся, рекомендации психолога складываются в карман пиджака и благополучно забываются. И даже если психологу удалось все-таки с ребенком поговорить, дать рекомендации, то родитель это вряд ли ощутит. Потому что для любой коррекции должна быть проведена определенная работа, а не беседа впопыхах за несколько минут, в коридоре или в кабинете, где присутствует еще один сотрудник, а также заглядывают периодически другие сотрудники и дети, если это перемена. Этого ребенка, если он не стоит на внутреннем или учете КДН, психолог может больше и не увидеть по одной простой причине – не успел.

Отношение детей соответствует отношению родителей. Здорово, когда психологу удается детей увлечь, расположить. Общая тенденция такова, что дети рады посетить психолога потому, что можно прогулять уроки. А если так это видит и преподаватель, то тем более. На этом всё. Психолога они так же практически не видят, либо только тогда, когда заболел преподаватель или когда на них пришла «бумага из КДН».

Еще одна общая проблема и детей и родителей в том, что слово «психолог» слышится им как «психиатр». Рекомендация обратится к психологу включает в их воображении «сумасшедшие дома», смирительные рубахи, текущие слюни, шёпот соседей за спиной, палец у виска и прочие «радости». Колоссальные усилия всегда тратила на то, чтобы вообще перевернуть в головах и тех и других их ложное представление о том, что такое психолог и чем он занимается, почему к нему ходить не стыдно, для чего, и так далее. Справедливости ради, еще раз скажу, что количество людей с таким ложным знанием уменьшается. Но по-прежнему это подавляющее большинство.

3. Место психолога в образовательной системе.

Психолог в систему школьного образования не вписан вообще так как это требуется. Время, которое психолог должен проводить с обучающимися в групповой и индивидуальной работе, он должен выпросить у преподавателей, у классного руководителя на классных часах, перехватить на перемене, так как оно совпадает со временем обучения. То есть в сетке оно есть, но по факту его нет. Психологу приходится буквально выдирать детей с уроков. И потом, можно взять отличника-хорошиста с урока, он догонит, материал изучит, с предметом не будет проблем. А двоечника-троечника? Стоит ли забирать с урока? Конечно нет. Плюс, с восприятием учителей варианта два: либо они жутко недовольны, так как это выпадение из учебного процесса (и они правы), либо «заберите ради Бога и не приводите до конца урока». Грустно и то, и другое. Надо ли уточнять, что такое задержание ребенка после уроков? Думаю нет. То есть, тут тоже предстоит поработать – поиск времени.

Еще один важный момент в этом пункте. Я уверена, знаю, что многие со мной согласятся, что работа с родителями на самом деле даже важнее работы с ребенком. Поэтому должна быть прописана и работа с ними тоже, в том числе. Это помимо выступления психолога на родительском собрании.

Также время должно быть выделено и на консультации педагогов (!!!), которые тоже обращаются за помощью. Личные консультации, занятия, тренинги по профессиональному выгоранию, просветительская работа и многое другое.

4. Отсутствие материально-технической базы.

Распространенная проблема. У психолога как правило нет отдельного кабинета. В областных городах с этим обстановка гораздо лучше. И тем не менее. Психолог может располагаться в одном кабинете с логопедом, социальным педагогом, с заместителем по воспитательной работе, даже с медсестрой, бывает и так. Рабочее место это стол, стул, компьютер. Большая удача, если кабинет есть. Долгое время считалось, что психолог «ведет разговоры» - компьютер ему не нужен. В регионах действительно есть школы, которые оборудованы как комнаты релаксации, там есть всё необходимое даже для занятий с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Упор, конечно, помимо детей с ОВЗ, делается на начальную школу. Но это скорее единичные случаи и исключение из правил. Материальная база для групповых занятий - всевозможные карточки, наборы с заданиями, цветные карандаши, краски и другие канцтовары для арт-терапии, другие атрибуты для проведения командообразующих мероприятий, что очень важно именно в школе - отсутствуют. Цены на этот инструментарий достаточно высоки. Для индивидуальных занятий даже один набор ассоциативных карт стоит денег. Что имеется в методической базе психолога? Ничего. Выделяются ли на это деньги? Нет. А надо.

5. Отсутствие единой системы документации.

Какая форма отчетности, сколько ее должно быть, какую структуру имеют карточки личного учета, на бумаге они должны быть или в цифровом варианте - до сих пор нет единых разработанных форм для школ, колледжей и техникумов. И что главное - удобных форм учета. Журналов педагога-психолога видела несколько вариантов, ни один из них не был удобен на практике. Тем более что, повторюсь, единых форм нет. И если для каждого отдельного психолога, занимающегося частной практикой, или организации, оказывающей психологические услуги, разная форма учета совершенно нормальна, то именно для системы образования она должна быть единая! Во-первых, потому что постоянно идет сбор данных для отчетов, для статистики местного значения или регионального, отчеты в министерство, запросы из КДН, опеки и так далее. Времени мало, а вот категорий детей очень много. Для педагогов-психологов ничего уточнять не надо, а для других читателей я поясню. Дети-сироты, дети из асоциальных семей, дети с ОВЗ, дети стоящие на учете в КДН, дети оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, малоимущие семьи, дети стоящие на внутреннем учете образовательной организации и дети стоящие на учете по каким-то причинам у самого психолога, и так далее. Кто разобрался для себя как вести учет и в какой форме, чтобы молниеносно по требованию, порой неожиданному, подать данные о количестве человек какой-либо категории – здорово – браво! Как правило это завал в бумагах или файлах. Во-вторых, единая форма стимулирует и даёт понять специалисту сразу какие данные собирать, какими он должен владеть на базе образовательной организации. Поэтому должна быть разработана единая форма, открыв которую, можно сразу сделать выборку нужной категории и подать данные, которые запрашивает министерство, опека, Комиссия по делам несовершеннолетних и другие структуры. Также, чтобы можно было сделать выборку отдельно по ребенку. И разработать этот единый журнал в одном виде для всех образовательных учреждений общего, среднего и профессионального образования. Минимум настольных журналов ежедневного учета и, основную электронную форму для всех. И утвердить ее. В этот же пункт добавляю помощь IT-отдела. Помечаю красным цветом.

6. Структура управления

Пункт малозначительный, но на практике может сильно усложнить работу. В образовательном учреждении психолог и социальный педагог подчиняются заместителю по воспитательной работе и 80 процентов в организации их работы и распределении обязанностей зависят от него. Имеет ли он педагогическое образование или психологическое это тоже имеет значение. Но основная мысль о новой системе работы при объединении нескольких учебных заведений. Вышестоящий руководитель имеет несколько корпусов. В каждом корпусе обычно есть свой заместитель по воспитательной работе. То есть психологом руководит каждый из этих заместителей, сам главный руководитель и еще, если есть, то руководитель корпуса. Психолог один на два - три корпуса, встречается что и на четыре. Ну или два - три психолога на семь корпусов. В общем, тут математика может быть разной. Суть одна. Представим ситуацию, когда руководители двух - трех корпусов не могут договориться между собой? Или у них скрытый или явный конфликт? Если психолог нужен одновременно в двух или трех местах? И отчеты или данные тоже?

7. Количество детей на одного психолога.

Тут можно привести примеры. Один психолог на полторы тысячи человек. Один психолог на пятьсот человек. Меньше пятисот не бывает. Ну разве только в далекой сельской школе. Опять же в больших областных городах встречается деление на психолога начальной школы, средней и старшей. Это невероятное везение. Но, повторюсь, меньше пятисот практически не бывает. 300 в сельской местности. Но там не бывает и многих вмененных психологу обязанностей, например, сопровождение регулярных экскурсий.

8. Оценка результатов работы психолога и повышение профессиональной компетенции.

Кто оценивает работу психолога образовательной организации, по каким критериям? Зам. по воспитательной работе, руководитель образовательного учреждения? Какими инструментами он для этого владеет? Он может провести супервизии? Нет, конечно. Он может только сверить цифры с планом. Сколько в плане, сколько проведено. Я допускаю, что психолог может оказаться непрофессионалом. Кто скорректирует его работу?

Кроме того, важной проблемой является то, что психолог остается в так называемом профессиональном вакууме! Отсутствие интервизий, супервизий, простого обмена опытом с более опытными коллегами, анализ работы. Соответственно качественного развития не происходит. Все общение замыкается на коллегах с таким же примерно образованием и опытом работы. Молодых специалистов на местах обучать и передавать опыт зачастую тоже некому.

Отсутствие как такового именно профессионального развития. Психолог вынужден проходить Курсы повышения квалификации, что требует система образования. Это относится больше именно к образованию, но далеко не к психологии и не к повышению профессиональных компетенций психолога как специалиста. Психолог сам заинтересован в необходимости мастер-классов или курсов по его профессиональной деятельности. К примеру, если появляется у него ребенок с проблемой с которой ранее специалист в своей практике не встречался. В данном случае ему необходимо освежить общие знания на тему, поискать информацию, возможно просмотреть вебинары, мастер-классы и другие занятия, данные о реабилитационных центрах и так далее, то, что связано именно с этой проблемой. А он в этот момент вынужден проходить курс финансовой грамотности, которые настоятельно внедряются и очень настоятельно рекомендуются, либо еще нечто абсолютно неактуальное в данный момент, но в обязательном порядке.

9. Отсутствие методического обеспечения.

Отсутствие проработанных адаптированных программ. Например, 18 часов индивидуальной работы в год на ребенка, а ему требуется больше. Отсутствие общедоступных программ коррекции для молодых специалистов, как минимум. Методические рекомендации по диагностике в том числе. Методы диагностики в каждом учреждении подбираются по принципу «кому что нравится». С одной стороны, это неплохо - кому что удобно тот с тем и работает. Каждый подбирает инструментарий под себя. Но кто проверит валидность? И кто проследит за тем, чтобы диагностика была полной и основана на, как минимум, трех методах исследования, а не на одном тесте. Или вообще на одной анкете – опроснике обучающегося. Кто проверяет применение научных методов исследования? А с чем сравнить, если нет утвержденной схемы работы?

Итак, подведем итог всего вышесказанного.

Психолог приступая к работе вынужден профессионально самоутверждаться, бороться с противоречиями, отвоевывать себе время среди учебных часов, много и энергично работать на просвещение, постоянно повышать свои профессиональные компетенции, лавировать среди коллег с их просьбами и поручениями, бороться с профессиональным выгоранием, успевать выполнять все свои должностные обязанности при отсутствии материально-технической базы и методического обеспечения. И должен он это успевать в следующем часовом объеме:

- вот пример обычной циклограммы при 36-часовой рабочей неделе

18 часов

Индивидуальная, групповая, диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская, профилактическая работа с обучающимися, родителями и педагогами.

18 часов

Подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, подготовка к экспертно-консультативной и профилактической работе с родителями и педагогами, заполнение аналитической и отчётной документации, организационно-методическая работа, повышение квалификации, самообразование.

Чтобы было еще понятней, 18 часов это практическая работа, а остальные 18 часов, то есть половина рабочего времени, это те моменты, когда он сидит в кабинете и «просто ничего не делает»! Это время, которого у психолога по факту в образовательном учреждении нет.

Вопросов очень много. Вывод следующий. Все сводится к тому, что работа массовая, теряет в качестве, ориентирована на быстрое формирование отчётов, характеристик и составлению общих шаблонных рекомендаций. Структура консультации не сохраняется. Психотерапевтическая работа в данном случае при данной организации психологической работы – невозможна и не предусмотрена. Таким образом, детей с психологическими проблемами явного или скрытого характера, психолог выявляет не всегда. Если выявляет, то дальнейшая коррекция невозможна, и маршрутизация ни ребенка, ни родителя не происходит. Соответственно и результат своего труда психолог не видит, процесс выгорания специалистов ускоряется. Профессиональные компетенции не развиваются. Психологическая помощь обучающемуся и его родителю практически отсутствует.

На данный момент в системе образования психологов нет, есть работник образования.

Ясно одно, что проблем много. Решением их может стать только масштабная реструктуризация системы.

Предложение по реструктуризации обязательно последует далее. Как говорится, следите за публикациями.

#образование

#психолог

#педагог психолог

#проблемы психологической службы

#система образования в России

#школа

#колледж

#техникум