Найти тему
2Br

Мы слишком много о себе возомнили: как наш мозг обманывает нас

Оглавление

Человеку привычно считать себя лучше чем он есть. Или хуже. Также и с оценкой окружающих: она постоянно меняется, но редко когда бывает объективной. Мир, который мы видим и объективная реальность – два абсолютно разных измерения и сегодня мы расскажем, какие когнитивные искажения присущи человеку. И если вы думаете, что это никак не связано с рекламой, маркетингом, брендингом, то глубоко заблуждаетесь: эти заблуждения – основа основ для любой брендинговой стратегии.

Моральная удача

Очень опасное заблуждение, которое мешает нам верно оценивать людей. Отражение этого когнитивного искажения можно каждый день наблюдать в массовой культуре. Мы привыкли считать, что у хороших людей в конечном итоге всё будет хорошо. А вот злодеи обязательно понесут кармическое наказание, ведь иначе и быть не может. Верно же?

Абсолютно нет! И разумом мы это понимаем: личные качества человека никак не зависят от его удачливости. Так, со святым может случиться что-то плохое, а мы начнём разглядывать его жизнь под микроскопом, чтобы найти причину: что же такого плохого в жизни он сделал, что ему так досталось? Ничего, жизнь устроена не так.

Ложный консенсус

-2

Человек – стайное животное, которое воспринимает мир и людей вокруг через призму собственного эго. А это значит, что ошибок и искажений не избежать. И одно такое заблуждение – ложный консенсус. Мы считаем (по умолчанию), что наше мнение, наш образ мышления и наши взгляды являются самыми общепризнанными. А если это не так, то наш мозг начинает защищаться еще сильнее: те, кто с мнением (взглядами) не согласен, скорее всего неполноценен. Ведь не могу же я ошибаться?

Так что знайте: если в какой-то момент вы узнаете, что ваши взгляды на мир внезапно не разделяет большинство людей, не стоит думать, что с людьми что-то не так. Они просто мыслят иначе и это нормально.

Эффект ореола

-3

Мы наделяем людей качествами, которые наш мозг сам выдумал. На основе качеств, которые уже успел считать. Так мы думаем, что красивые люди более успешны, поэтому относимся к красивому человеку изначально чуть лучше. Если человек выглядит мило, то он точно не может быть злодеем. Список можно продолжать бесконечно.

Наличие одних качеств никак не влияет на наличие других. Помните об этом, когда ваш мозг снова захочет вас обмануть.

Эффект Google

-4

Любую информацию можно найти. Тогда зачем её помнить? Именно так считает наш мозг, поэтому не запоминает информацию, которую легко найти в поисковике. Упрощая жизнь, Google и другие поисковые системы тем самым способствуют тому, что мозг используется реже. Согласно научному исследованию Николаса Карра "Делает ли Google глупее" у людей ухудшилась память и способность к концентрации. Несмотря на то, что всемирная сеть стала "поставщиком" огромного количества пищи для размышления, она также сформировала определенный образ мышления. Человечество теряет способность читать длинные тексты, от книги постоянно отвлекают внешние источники. Быстрый переход от ссылки к ссылке привел к потере способности долго концентрироваться на одном предмете. Люди стали читать онлайн не из-за удобства, а из-за того, что Интернет формирует наши читательские привычки.

А на этом у нас всё! Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!