Найти тему
Т-34

Подвиг советских танкистов. В боях за освобождение Чехословакии

В 1944 году Красная Армия нанесла десять последовательных мощных ударов по немецко-фашистским войскам. В результате этих ударов были полностью освобождены от немецко-фашистских захватчиков временно оккупированные ими районы Советского Союза, враг был изгнан из пределов советской земли. Военные действия Красной Армии были перенесены на территорию Германии и ее сообщников...

Их было шесть советских танкистов-гвардейцев, шесть русских богатырей, совершивших подвиг в боях за освобождение Чехословакии: Овечкин Сергей Александрович, Демидов Борис Иванович, Холев Анатолий Александрович, Курчев Василий Леонтьевич, Игнатичев Николай Васильевич и Бардин Георгий Яковлевич. Среди них были люди различных возрастов, Самый старший — командир башни гвардии старший сержант Бардин, 1914 года рождения, защитник Сталинграда, находившийся на фронте с первых дней войны. Самый молодой — механик-водитель гвардии старшина Холев, 1926 года рождения.

Было это совсем недавно. Наша часть выбила врага из населенного пункта Тровиште, но дальше двигаться было трудно. Немцы заняли оборону на заранее подготовленном рубеже и сильным огнем отразили атаку советских пехотинцев. Ничего не смог сделать и танковый батальон гвардии капитана Ляхова, поддерживающий пехоту. Машины, приблизившиеся к переднему краю врага, попали под ураганный артиллерийский обстрел и отошли.

Когда стало ясно, что противника сбить с хода невозможно, Ляхов решил провести разведку и потом ударить наверняка. Но кого послать на выполнение этой сложной задачи? Дело в том, что по дороге, идущей в село Поздничевце, занятое немцами, танки пройти не смогли — там был взорван мост; правее находилась дамба полуметровой высоты, приспособленная гитлеровцами к обороне, а дальше, сразу за дамбой, быстрая река. На ее противоположном высоком берегу проходила вторая линия вражеской обороны. Кто сможет прорваться через эти препятствия?

Экипаж гвардии лейтенанта Овечкина отлично воевал в Карпатах. Вместе с экипажем гвардии лейтенанта Павлова Овечкин первым вырвался на венгерскую равнину, уничтожив на своем пути 350 немцев, а 750 захватив в плен. За эту смелую операцию командующий фронтом наградил весь личный состав экипажа орденами Красного Знамени. Экипаж Овечкина и был назначен в разведку.

Вторым в эту операцию шел экипаж гвардии лейтенанта Демидова. Демидов был смелым, отважным офицером, не теряющимся в самой сложной обстановке. В последнем бою машина его была подбита. В течение восьми часов он отбивал атаки гитлеровцев, пытавшихся захватить машину, и продержался до тех пор, пока подошло подкрепление.

Ночью две машины — одиннадцатая и четырнадцатая — на предельной скорости устремились левее дороги прямо на дамбу. Гитлеровцы открыли бешеный огонь. С флангов ударила артиллерия. Машины остановились, но ненадолго, на несколько секунд. Они выпустили по четыре снаряда в насыпь и устремились в образовавшийся четырехметровый проход. Вот и река. Первым спустился с берега танк Овечкина. Но противоположный берег был вязок, глинист. Танк забуксовал и стал. Заметив это, Демидов направил танк левее, но, дойдя до берега, тоже остановился.

— Демидов! Овечкин!... Демидов, Овечкин! — вызывал радист в штабе батальона.

Ответа не было.

На помощь пропавшим без вести экипажам были высланы другие машины, но они не смогли пройти. Противник закрыл проход через дамбу и отражал атаки танков бешеным огнем. В атаку пошли автоматчики, но тоже залегли под перекрестным обстрелом.

Но экипажи Демидова и Овечкина были живы. Они оборонялись в глубине обороны немцев. Об этом свидетельствовали выстрелы 76-миллиметровых орудий, стоящих на танках. Выстрелы слышались в течение 32 часов — с вечера до утра третьего дня. В последнюю ночь на том месте, где застряли экипажи, поднялось огромное пламя — танки горели. К утру раздался сильный взрыв — танки взорвались. Что именно происходило в расположении врага, не знали ни танкисты, ни пехотинцы, сосредоточившиеся перед насыпью: дамба и за нею деревья закрывали берег реки.

Утром под угрозой окружения противник отступил. Советские воины перешли дамбу. На берегу реки, уткнувшись в обрыв, стояли остовы двух сожженных танков. Рации были залиты водой. Экипажи находились на своих местах. О-б-г-о-р-е-в-ш-и-е руки башенных стрелков Игнатичева и Бардина сжимали пулеметные диски. Руки Демидова, чудом уцелевшие при взрыве, застыли на поворотном механизме. Вокруг машин валялось не меньше ста немецких трупов, а в стороне стояли две вражеские подбитые самоходные пушки.

Из наградного листа о представлении к ордену Отечественной войны II степени гвардии старшине Игнатичеву Николаю Васильевичу, командиру башни 1-го танкового батальона 31-й гвардейской отдельной огнеметной танковой бригады. Дата подвига: 28.11.1944. Приказ подразделения № 25/н от 13.12.1944. Источник: pamyat-naroda.ru
Из наградного листа о представлении к ордену Отечественной войны II степени гвардии старшине Игнатичеву Николаю Васильевичу, командиру башни 1-го танкового батальона 31-й гвардейской отдельной огнеметной танковой бригады. Дата подвига: 28.11.1944. Приказ подразделения № 25/н от 13.12.1944. Источник: pamyat-naroda.ru

Стало ясно, что здесь произошло: немцы хотели взять экипажи в плен. Они изрешетили танки бронебойными пулями и снарядами. Но крепче железа была воля русских солдат, до конца оставшихся верными Родине. Они дрались до последнего патрона и умерли как герои.

Воин русской земли! Если ты будешь проходить через город Михальевцы (Михаловце, — прим.), зайди в городской скверик — там похоронены герои-танкисты. Их боевые товарищи поклялись отомстить врагу. Поклянись и ты над могилой героев...

Капитан Василий ЗУБРЕВ (1944)

-3