Найти в Дзене

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский АННОТАЦИЯ В статье представлены примеры практического применения в воспитательно – образовательном процессе ДОУ инновационных и развивающих технологий для формирования речевого развития дошкольников, позволяющих организовать личностно - ориентированный подход к детям, с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника; рассмотрены понятия: развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, описаны подходы к ее построению, определены требования ГОС ДО к предметно-пространственной среде. Актуальность. Дошкольный возраст – это один из важных периодов активного роста и развития ребенка, это возраст, в котором ребенок стремится все рассмотреть, потрогать, проверить. Поэтому, мы можем сказа

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

АННОТАЦИЯ

В статье представлены примеры практического применения в воспитательно – образовательном процессе ДОУ инновационных и развивающих технологий для формирования речевого развития дошкольников, позволяющих организовать личностно - ориентированный подход к детям, с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника; рассмотрены понятия: развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, описаны подходы к ее построению, определены требования ГОС ДО к предметно-пространственной среде.

Актуальность. Дошкольный возрастэто один из важных периодов активного роста и развития ребенка, это возраст, в котором ребенок стремится все рассмотреть, потрогать, проверить. Поэтому, мы можем сказать, что дети чувственно познают этот мир. Ведь взаимосвязь речевой, двигательной и сенсорной областей коры головного мозга было доказано уже давно.

Но речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», в основе которой лежит решение следующих задач:

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка, а также важное условие успешной подготовки детей к школьному обучению.

В настоящий момент существует множество проблем: фразовая речь, состоящая из простых предложений; бедность речи, недостаточен словарный запас; употребление нелитературных слов и фраз; неспособность доступно и грамотно сформулировать ответ или вопрос; неспособность к монологической речи; отсутствие навыков культуры речи; плохая дикция.

Таким образом, для преодоления данной проблемы в дошкольном образовательном учреждении создается инновационное пространство (предметно-развивающая среда), которое оказывает влияние на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста.

Цель статьи: познакомить педагогов с формированием инновационной образовательной среды по речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, которая обеспечивает всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Исходя из этого, мы можем сказать, что окружающее пространство играет очень важную роль в развитии ребенка.

В своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, В.А. Горянина подчеркивают особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка.

Под развивающим пространством мы понимаем комфортную обстановку с рационально организованными блоками, разнообразными инновационными игровыми и сенсорными материалами. Коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований. В такой среде происходит активное включение деятельности всех групп, с учетом принципов функционирования:

Большинство педагогов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [5, с.11].

Создание инновационного пространства, предметной среды одно из важных условий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, так как развивающая предметно - пространственная среда стимулирует развитие инициативности, самостоятельности и уверенности дошкольников.

Она выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна быть направлена на развитие самостоятельности ребенка.

При создании инновационного развивающего пространства в группе необходимо учитывать также ведущую роль игровой деятельности. В правильном моделировании этого пространства и заключается роль педагога, для максимального развития личности ребенка.

В группах детского сада перегружать уголки не следует, просто необходимо часто менять оборудование для привлечения внимания детей. Вся система педагогического пространства должна рассматриваться в системе взаимосвязанных ситуаций (воспитательных). Поэтому, необходимо разработать условия развивающей предметно - пространственной среды, при которых ребенок сможет побуждать и стимулировать себя к различным действиям.

Дизайн и форма предметов должна быть ориентирована на возраст и безопасность детей, в зависимости от периода обучения и образовательной программы. В групповом помещении при организации инновационного пространства необходимо учитывать ряд закономерностей, а именно:

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ГОС ДО строится таким образом, чтобы дать наиболее эффективные возможности развития индивидуальности с учетом детских интересов [1, с.16, 17]. Для удобства организации предметной среды можно разбить группу на сектора, которые помогают объединяться по подгруппам с общими интересами:

Ø активный сектор;

Ø спокойный сектор;

Ø рабочий сектор.

Насыщенное инновационное пространство (предметно-развивающая, коррекционная, образовательная среда) является основой в организации увлекательной, разнообразной и содержательной жизни каждого ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством источника знаний, формирования личности и социального опыта.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игровой деятельности, на занятиях, наблюдении на прогулках, при обсуждении чего-либо и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его статусное положение в детском сообществе.

Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, в которой у дошкольников появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Так, как развитие речи ребенка проходит через все предметно – развивающее пространство группы, поэтому и требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Учитывая проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, хотела бы поделиться опытом, именно в области по речевому развитию (речевой среды).

При создании развивающей предметно-пространственной среды в группах педагоги ДОУ учитывали следующее:

· среда должна стимулировать на самостоятельность и личность ребенка;

· необходимо вариативно и гибко использовать все пространство в группе;

· предметы, дизайн и форма должны быть направлены на возрастные особенности и безопасность детей дошкольного возраста;

· все элементы декора и предметов должны быть легко сменяемыми;

· уровень психического, психофизиологического, общего и речевого развития дошкольников.

При создании речевого центра педагогами ДОУ были подобраны игры, пособия и материалы, которые касались развития всех сторон речи: произносительной, грамматического строя, развитие словаря, слоговой структуры и связной речи (наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, настольно-печатные дидактические игры).

Так, как речевая развивающая предметно - пространственная среда является важным средством воспитания и развития детей, мы используем развивающие и инновационные технологии: здоровьсберегающие технологии, технологию проектной деятельности, ТРИЗ, ИКТ, Кластер технологию, моделирование, карты Проппа, дидактическую игру Шедоу - Бокс, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, опытно - экспериментальную деятельность и другие. Остановимся на некоторых из них.

Одним из сложных видов речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Использование в работе метода синквейна (создание нерифмованного стихотворения) позволяет быстро достичь желаемого результата.

Применение мнемотаблиц (графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее и быстрее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Применение мнемосхем помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, которая помогает разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология, позволяющая осуществлять естественным образом личностно - ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ГОС ДО.

Логические блоки Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей.

Цветные палочки Кюизенера многофункциональное математическое пособие, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа и мн. др. При помощи дидактического материала, помимо работы над математикой, у дошкольников улучшается речь, развиваются творческие способности, фантазия, воображение, способности к моделированию и конструированию.

Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая развития связной речи детей. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи. Как средство развития речевого творчества дошкольников мы используем карты Проппа.

Для активизации мыслительной деятельности детей: умения ставить вопросы, делать сравнение, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения нам в практике помогает Кластер технология.

Дети по своей природе исследователи. Желание получать новые впечатления, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ГОС ДО и требованиями к результатам освоения Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность», представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся различных вещей и предметов, явлений, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

Для познания закономерностей и явлений окружающего мира нами используется один из эффективных методов, метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет огромный развивающий потенциал. Одним из его достоинств является то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого предмета, о его взаимоотношениях с другими предметами. Детское экспериментирование перекликается с другими видами деятельности такими, как наблюдением и развитием речи.

Несомненно, что развитие речи является одной из главных целей экспериментирования. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок дошкольного возраста научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, яркой, непосредственной, выразительной.

Великие педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как речь уходит из жизни ребенка.

Развивая речь дошкольника, не включать его в опытно-экспериментальную деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста поначалу представляет собой простое экспериментирование с вещами, без конкретно поставленной цели, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая сериация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, используются простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, опытно – экспериментальная деятельность выделяется в особый вид деятельности со своими целями и задачами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является организация предметно - развивающей среды. Предметно - развивающая среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В ДОУ должен уделяться большой акцент на создании условий для самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста, поисковой активности самих детей [2, с.142].

Инновационное пространство в образовательных организациях должно учитываться по всем направлениям развития детей дошкольного возраста, должно быть направлено на реализацию познавательных областей, партнерской совместной деятельности детей и взрослых.

Учитывая требования (мобильность и изменчивость), пространственная среда ДОУ будет способствовать целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении.

Создание полноценного инновационного пространства в образовательных организациях поможет:

v обогатить сенсомоторный опыт;

v скорректировать мелкую моторику;

v улучшить психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);

v включить компенсаторные механизмы, способствующие речевому развитию.

В данной статье описаны лишь самые основные инновационные и развивающие технологии, используемые в практике для формирования речевого развития детей дошкольного возраста в ДОУ. Хочется еще раз подчеркнуть, что наполняемость инновационного пространства должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать целостности образовательного процесса, но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.