Пора наводить порядок перед праздником. Не знаю, как у вас, а в моем доме это почти всегда выглядит как борьба с вещами: их нужно разложить по местам, почистить, постирать, всему найти место… Времени и сил уходит - вагон! В конце концов начинаешь думать, что не вещи мне служат, а я - им. Может, есть способ как-то проще с этим?..
В поисках другого пути просмотрела несколько саммари на тему уборки. Первое, что понравилось - скандинавский метод. О нем сейчас и расскажу.
Оказывается, в Швеции особенной популярностью теперь пользуется способ, который называют посмертной уборкой.
Описала его в своей книге дама «между 80 и 100» Маргарета Магнуссон. Мне особенно близко показалось то, что она художница. Я тоже рисую, и в моей кладовке также скопилось не мало «шедевров», о которых придется подумать, куда их пристроить.
У шведов в наше время образ жизни становится все более замкнутый: люди не живут большими семьями, а те, кто детей уже вырастил, одинокие, чтобы меньше платить за жилье, стараются переехать в квартиру или домик поскромнее.
Вот при таком переезде и возникает острая необходимость «посмертной уборки». Как говорится: один переезд равен пяти пожарам.
Уборку, разумеется, проводят при жизни. А угрюмое название просто объясняет радикальность самого метода.
В чем его суть? Оценить свое барахло с точки зрения: а будет ли оно тебе нужно, если завтра – все?
То есть главная цель – решить и решиться.
- · Освободиться от лишнего.
- · Избавиться от хаоса.
- · Упростить свою жизнь.
- · Расчистить пространство вокруг себя.
- · И тем самым – распахнуть двери для нового!
Древние викинги половину времени проводили в военных походах, поэтому знали толк в вещах. Хлама с собой не таскали, старались обладать только самым необходимым, нужным и надежным. Когда кто-то из викингов умирал – его хоронили со всем ценным имуществом, так, словно умерший просто отправился в очередной военный поход. Чтобы в ином мире ему ни в чем не пришлось нуждаться.
Если говорить о современных людях – даже скандинавах, с их общепризнанной любовью к минимализму и простоте – почти каждого пришлось бы хоронить в ямке размером со стадион: настолько много у всех имущества.
Это изобилие шмотья, собственно, и создает трудности при уборке.
Поэтому вот первый главный принцип уборки по-скандинавски:
1. Не приобретай лишнего!
Покупая очередную безделушку, помни: всякую вещь придется где-то хранить. И она будет требовать ухода.
Хочешь купить эту красивую вазочку? Отлично. Но прежде – прикинь, сколько лет тебе придется сдувать с нее пыль, переставлять с места на место при очередной уборке? Есть желание отдать этой вещи столько сил и времени? Тогда покупай. А если нет – потрать деньги на что-то другое.
Второй принцип: порядок в доме зависит от удобства хранения вещей. 2. 2. Чем лучше организовано пространство для хранения – тем больше порядка.
Так что не экономь на удобной мебели и всевозможных пространство-организующих мелочах. Просматривай "Тик-ток", шерсти "Алиэкпресс" в поисках полезных новшеств и лайфхаков касательно хранения вещей - их там масса.
Однако даже в самом упорядоченном доме есть местечки, которые всегда будут являться рассадниками бардака. Это места «временного складирования». В них накапливается хлам – и зарождается беспорядок.
Все эти «временно» сложенные стопки газет, рекламок и счетов на столике у входной двери; мелкие монетки, сломанные «когда-нибудь починим» ручки, карандаши, «нужные, наверняка пригодятся» детальки, гвоздики, шурупчки, пружинки в банке или вазе, «вынесенные пока» на балкон или в чулан сломанные табуретки и т.д. и т.п.
Если у вещи нет постоянного места и назначения в доме – она непременно пополнит коллекцию этих «очень нужных, не выкидывай» вещей на местах временного складирования, которые на самом деле являются постоянными свалками.
Расчищать эти свалки – первое, чем приходится заниматься, когда затеваешь уборку. Ликвидировать их навсегда вряд ли получится – хотя к этому и нужно стремиться.
Третий принцип.
3. Избавляться от того, что уже в избытке.
Ну знаешь: "шкаф забит, а носить нечего". Значит, надо разобрать вещи и перестать хранить то, что уже не носится. Раздать ненужное родственникам, подругам и друзьям или отнести в благотворительную организацию. При желании можно продать или обменять. "Юла", "Авито" и прочее такое - в помощь.
(Маргарета, между прочим, совершая «посмертную уборку», выбросила все свои картины. И посоветовала читателям поступать так же: начать с самого дорогого, со своего "дела жизни". Кто-то, может, всю жизнь спичечные коробки собирал или фарфоровых собачек? Вот так выкинешь самое дорогое сердцу – а уже потом выкидывать будет проще, пойдет как по маслу!
Ну, не знаю. Может, к возрасту Маргареты, годам к 80, и у меня разовьется такой же отчаянный пофигизм. Но я свою живопись пока что выбрасывать не намерена).
Во время уборки удобно держать при себе сумку, куда складывать все найденное, что лежит не на месте. Если дом большой, то на каждом этаже можно поставить корзинку и туда складывать все из сумки, чтобы домочадцы сами разобрали по местам свои вещи.
Для самых нужных вещей – ключи, документы, лекарства нужно организовать особенно удобное место хранения (крючки для ключей, органайзер для документов, запирающаяся емкость или шкафчик для лекарств, сейф для ценностей).
Четвертый принцип: все памятные вещи – фотографии, письма, дневники – лучше всего хранить в оцифрованном виде, в бумажном – по-минимуму. 4. И вся эта коллекция не должна занимать места больше, чем коробка из-под обуви.
Чтобы проще было возить с собой. Ну или выкинуть, чтобы уже совсем просто. Такая уже Маргарета Магнуссон суровая и решительная особа. Наследница викингов.
Не всем ее советам я намерена следовать, но кое-чему поучиться можно и у нее.
А именно: хлам прошлого не должен мешать жизни в настоящем – вот главное, о чем стоит помнить.
Если тебе тоже интересно, как в мире решают вопросы с уборкой, вот лучшее из того, что я нашла (по ссылкам – саммари этих книг, быстро, сжато и без лишнего словесного мусора):
#самосовершенствование #саммари