Фильм 1985 года «Феномен» мы упоминали в публикации, посвященной школам для девочек как одной из опасных локаций сумрачного кино. Принимая во внимание, что эту кинокартину снимал маэстро фильмов ужасов Дарио Ардженто, изначально можно было предположить, что мрака в «Феномене» будет «больше положенного».
Вообще фильм примечателен тем, что в основу его положен принцип «стилистической дисгармонии», если угодно, в известной степени «когнитивного диссонанса», что выразилось в попытке объединить в отдельных эпизодах вещи, казалось бы, плохо сочетаемые.
Например, лиричность и раскаты музыки весьма модных тогда групп «Моторхэд» и «Айрон Мейден». Исключительную привлекательность главной героини и отталкивающую суть ситуаций, в которые ей постоянно приходится попадать. Наивное поведение этой барышни и её потусторонние «навыки».
Роль новенькой в школе закрытого типа досталась тогда ещё неизвестной широкой публики Дженнифер Коннелли. К слову сказать, то, что она оказалась в данной ленте, невольно подтверждает «родственную связь» между нуаром и джалло. Девочка появляется незадолго до этого в «Однажды в Америке», где играет пребывающую в юном возрасте Дебору.
Именно Леоне рекомендует эту талантливую барышню Ардженто на исполнение главной роли. Весьма примечательно, что и актрису, и персонажа зовут Дженнифер. Это своего рода прием, помогающий соотносить себя с героем фильма. А образ достаточно сложный.
Девочка страдает приступами лунатизма, что невольно делает с её одной стороны свидетельницей преступления, с другой – объектом скептического отношения со стороны иных учащихся. Хотя это далеко не главная её странность. Дженнифер удивительным образ ладит с насекомыми.
Надо сказать, способность в известной степени инфернальная. Однако девочку по сюжету фильма «превращают» не в демоницу, а в сыщика. Именно ей предстоит найти серийного преступника, а заодно окунуться с самые глубины человеческой мерзости, ибо у убийств есть как бы «двойное зло».
Двусмысленные подтексты и «Девушка на мосту»
Взятый за основу принцип «Красавица и чудовище» в «Феномене» был лишен главной составляющей этого сказочного сюжета. В итоге «чудовище» – это действительно монстр. Причем, он явлен в нескольких проекциях. Монстр как причина и монстр как следствие. Чудовищность во внешнем и во внутреннем. Хотя это весьма характерно для итальянского пугающего поджанра «джалло», в котором ярко выражен мотив «уничтожения красоты».
Опасная локация, где слишком много юных барышень
Опять же весьма показательно, что «Феномен» можно также воспринимать как самый необычный «бади-муви» (кино о напарниках), так как помощником в расследовании злодеяний у Дженнифер становится… трупная муха. Ну чем не диссонанс?