Найти тему
НУАР-NOIR

«Феноменальная» роль совсем юной Дженнифер Коннелли

-2

Фильм 1985 года «Феномен» мы упоминали в публикации, посвященной школам для девочек как одной из опасных локаций сумрачного кино. Принимая во внимание, что эту кинокартину снимал маэстро фильмов ужасов Дарио Ардженто, изначально можно было предположить, что мрака в «Феномене» будет «больше положенного».

Вообще фильм примечателен тем, что в основу его положен принцип «стилистической дисгармонии», если угодно, в известной степени «когнитивного диссонанса», что выразилось в попытке объединить в отдельных эпизодах вещи, казалось бы, плохо сочетаемые.

Например, лиричность и раскаты музыки весьма модных тогда групп «Моторхэд» и «Айрон Мейден». Исключительную привлекательность главной героини и отталкивающую суть ситуаций, в которые ей постоянно приходится попадать. Наивное поведение этой барышни и её потусторонние «навыки».

Роль новенькой в школе закрытого типа досталась тогда ещё неизвестной широкой публики Дженнифер Коннелли. К слову сказать, то, что она оказалась в данной ленте, невольно подтверждает «родственную связь» между нуаром и джалло. Девочка появляется незадолго до этого в «Однажды в Америке», где играет пребывающую в юном возрасте Дебору.

Кадр из фильма «Феномен» (1985)
Кадр из фильма «Феномен» (1985)

Именно Леоне рекомендует эту талантливую барышню Ардженто на исполнение главной роли. Весьма примечательно, что и актрису, и персонажа зовут Дженнифер. Это своего рода прием, помогающий соотносить себя с героем фильма. А образ достаточно сложный.

Кадр из фильма «Феномен» (1985)
Кадр из фильма «Феномен» (1985)

Девочка страдает приступами лунатизма, что невольно делает с её одной стороны свидетельницей преступления, с другой – объектом скептического отношения со стороны иных учащихся. Хотя это далеко не главная её странность. Дженнифер удивительным образ ладит с насекомыми.

Кадр из фильма «Феномен» (1985)
Кадр из фильма «Феномен» (1985)

Надо сказать, способность в известной степени инфернальная. Однако девочку по сюжету фильма «превращают» не в демоницу, а в сыщика. Именно ей предстоит найти серийного преступника, а заодно окунуться с самые глубины человеческой мерзости, ибо у убийств есть как бы «двойное зло».

Кадр из фильма «Феномен» (1985)
Кадр из фильма «Феномен» (1985)

Двусмысленные подтексты и «Девушка на мосту»

Взятый за основу принцип «Красавица и чудовище» в «Феномене» был лишен главной составляющей этого сказочного сюжета. В итоге «чудовище» – это действительно монстр. Причем, он явлен в нескольких проекциях. Монстр как причина и монстр как следствие. Чудовищность во внешнем и во внутреннем. Хотя это весьма характерно для итальянского пугающего поджанра «джалло», в котором ярко выражен мотив «уничтожения красоты».

Кадр из фильма «Феномен» (1985)
Кадр из фильма «Феномен» (1985)

Опасная локация, где слишком много юных барышень

Опять же весьма показательно, что «Феномен» можно также воспринимать как самый необычный «бади-муви» (кино о напарниках), так как помощником в расследовании злодеяний у Дженнифер становится… трупная муха. Ну чем не диссонанс?