22 мая 1866 года у Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родился третий ребенок и второй сын. Маленький Илья присоединился в яснополянской детской к своему старшему брату Сергею и сестре Татьяне. За ним последовали еще десять братьев и сестер, пятеро из которых дожили до совершеннолетия.
В письме к родственнице, написанном в 1872 году, Толстой с объективной откровенностью и безжалостным вниманием к деталям дал характеристики шестерым родившимся к тому времени детям. Он отметил крепкое здоровье, изобретательность и нежную чувствительность 6-летнего Ильи, а также его леность («любит поесть и полежать спокойно...»), вспыльчивый характер, отсутствие способностей и прилежания в учебе.
Во многом пророчески звучат слова Толстого:
Впрочем, комментарий об отсутствии способностей у сына вполне мог быть вызван безуспешностью собственных усилий Толстого обучить сына математике, латыни и греческому языку. Да, все дети Толстых были на домашнем обучении, и только в 1882 году, когда семья купила усадьбу Арнаутова в Хамовниках и переехала в Москву, Илью отдали в частную гимназию. Но гимназию он так и не окончил.
Его жизнь
Практически всю жизнь Илья Толстой был чем-то вроде перекати-поля, пробуя свои силы то на одном поприще, то на другом. После службы в Сумском драгунском полку и женитьбы в 1888 году на Софье Философовой, он работал в банке, а затем — в страховой компании, чтобы содержать супругу и пятерых детей. Позже решил заняться журналистикой и в 1915 году учредил газету «Новая Россия».
В то же время он был довольно отзывчивым — «нежен и чувствителен очень», как писал Лев Толстой в своей характеристике. Илья помогал отцу во время страшного голода 1891-92 гг., а во время Первой мировой войны работал в Красном кресте.
Но уже в 1916 году уехал в США и начал новую карьеру, благодаря которой о нем узнали на Западе, — писателя-мемуариста и лектора. Тема лекций — жизнь, мировоззрение и творчество отца, Льва Николаевича Толстого.
После первого лекционного тура Илья Львович ненадолго вернулся в Россию, но сразу после Октябрьской революции снова уехал. Сначала — в Париж, где развелся с женой (шестеро выживших детей!), а потом — снова в Соединенные Штаты, где поселился в Коннектикуте со второй женой, теософкой и убежденным веганом Надеждой Катульской. В одном из последних писем матери он писал:
Лекции действительно были весьма популярны, но особых денег не приносили. Илья вечно нуждался и, чтобы оставаться на плаву, закладывал семейные реликвии. Однако его пригласили преподавать в Гарварде, к тому же он был востребован как литературный консультант и адаптер. В 1927 году вышел фильм по роману «Воскресение», где Илье досталась эпизодическая роль философа, котором без труда угадывался Лев Николаевич Толстой.
Его воспоминания
Еще в 1913 году Толстой-младший опубликовал в России сборник мемуаров «Мои воспоминания». В 1914 году их перевел на английский язык Джордж Кальдерон как «Воспоминания о Толстом». Последнее прижизненное издание мемуаров Ильи Толстого на русском языке вышла в Москве в 1933 году.
К чести Ильи, в своих воспоминаниях он не заостряет внимание на тяжелых моментах общения с отцом. Напротив, он уравновешивает их рассказами, например, о рождественских забавах:
А какое искреннее, по-детски незамутненное воспоминание о поездке на купания и рыбалку!
И насколько живо и наглядно Илья Толстой повествует, как они с отцом опоздали на пароход в Казани в 1873 году. Великий писатель исчезает, появляется обычный человек:
Открытый финал
Илья Толстой закончил свои дни в бедности 11 декабря 1933 года в Нью-Хейвене, почти полностью оправдав опасения отца. Но вот что о нем написал его племянник, Сергей Михайлович Толстой в книге «Дети Толстого»:
«Жизнь Ильи была трудной, беспорядочной, непутевой. Черты характера, отмеченные отцом, с возрастом обострились. Этот талантливый сибарит, не способный реализовать то, что обещала его богатая натура, распылился в многочисленных увлечениях.
Затянутый в водоворот удовольствий жизни, он совершил много ошибок, падал не один раз, но нравственно не погиб. Его отец, «строгий и любимый руководитель», сопровождал всю его долгую жизнь, пытаясь, иногда безуспешно, помочь ему избежать опасностей. Но только к концу жизни сын обрел отца, только тогда по-настоящему он понял, как во многом истинны были его нравственные принципы».
Что ж, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему...»
- Все фото взяты из открытых источников
Другие литературные биографии:
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!