Бывает, что какое-то культурное явление сначала проходит мимо человека, а затем, в какой-то неожиданный момент, всё-таки настигает его. Так и случилось со мной. Я только вот в этом году узнал, что в последние лет так пятнадцать прекрасный актёр Лиам Нисон (а он, между прочим, 1952 года рождения) является героем боевиков. Хотя и не только боевиков. В общем, существует целый ряд фильмов Лиамом Нисоном, в которых он предстаёт в образе этакого крутого мужика.
Началось всё с «Заложницы». Я люблю боевики восьмидесятых и девяностых, и почему-то думал, что хороших боевиков сейчас почти (есть некоторые исключения, но они как бы подтверждают правило) не снимают. Да, всё ещё есть легендарные актёры из тех времён, когда трава была зеленее. И они, постаревшие, продолжают сниматься в боевиках. Но эти боевики всё-таки уже гораздо хуже...
Но чу! В каком-то обзоре, посвящённом кино (да, я смотрю такие обзоры), моё внимание привлёк небольшой отрывочек с Лиамом Нисоном из «Заложницы». Тот самый отрывочек, где он говорит кому-то в телефон: «Я тебя найду — и убью».
По итогу я решил посмотреть эту самую «Заложницу» целиком. И оказалось, что это действительно великолепный фильм. Он как-то очень ладно скроен. Здесь всё понятно, всё логично. Прекрасно показывается, что главный герой готов сделать всё, пойти на всё, чтобы спасти свою дочь. И 80 % успеха этого фильма — это именно очень органично сыгравший Лиам (на самом деле он Уильям, Лиам — это просто стильное сокращение) Нисон. Да, он здесь крутой, но крутой как-то по особенному. Крутой мужик с добрыми и честными глазами. И такое нельзя сказать ни про Шварценеггера, ни про Брюса Уиллиса, ни про Сигала. Возможно, ещё у Сталлоне добрые глаза. Но он же играет как чёртов пень. Как чёртов дуб.
Короче, после «Заложницы» я посмотрел ещё семь фильмов с Лиамом Нисоном:
- «Неизвестный» (2011);
- «Схватка» (2011);
- «Заложница 2» (2012);
- «Прогулка среди могил» (2014);
- «Воздушный маршал» (2014);
- «Пассажир» (2018);
- «Ледяной драйв» (2021).
И в общем-то они все в той или иной степени мне понравились. Хотя, конечно, не все из этих фильмов это в строгом смысле боевики.
Вот, например, «Схватка» — это, скорее, драма. А если ещё точнее — просто мужское кино. Это фильм о том, как мужчины принимают смерть. Основных героев семеро. Завязка там в том, что они попали на Аляске в авиакатастрофу, но чудом выжили. У них есть тёплые вещи, есть какая-то еда из самолёта, они могут развести костёр. Но кругом — только бескрайние, безлюдные, холодные просторы. Лидером этой группы мужчин становится Лиам Нисон. Во-первых, потому что он крут, а во-вторых, потому что он когда-то профессионально занимался отстрелом волков, и много про них знает. Всё дело в том, что в данных условиях именно волки становятся главной опасностью. Разворачивается этакое противостояние: людская стая против волчьей стаи. И есть во всей этой истории что-то джеклондоновское.
Но людям спастись не удалось. Постепенно, по одному — они умирают. И в конце остаётся только один бородатый герой Лиама Нисона. И он смело бросается в свой, видимо, последний бой с волчьим вожаком. А перед этим видит лицо своей погибшей жены, вспоминает строчки из стихотворения, которое написал его отец...
В «Схватке» от главного героя веет какой-то обречённостью. И это неспроста. Если разобраться, именно благодаря этой щепотке обречённости крутизна Нисона порой превосходит все пределы. Вот, например, в картине «Прогулке среди могил» есть сцена, где герой Лиама Нисона встречается с неким маньячеллой и передаёт ему деньги — выкуп за девочку. И у маньячеллы есть оружие. И он направляет его на героя Лиама Нисона. В ответ герой спокойно говорит, мол, стреляй, стреляй, может, окажешь мне услугу. Мол, я не боюсь смерти.
Маньячелло спрашивает:
— Почему не боишься?
А герой Нисона отвечает:
— Да вот не знаю. Не боюсь и всё.
И ему прямо веришь. Веришь, что не боится.
Вообще «Прогулка среди могил» — это очень хорошая лента. Образцовый представитель жанра неонуар.
Следует сказать несколько слов и про последний на данный момент фильм с Нисоном — про «Ледяной драйв». Тут уже чувствуется, что актёр очень в возрасте... Но фильм всё равно клёвый. И в нём даже есть определённый социальный подтекст.
Сюжет фильма крутится вокруг некой трагедии в шахте. Шахтёры попадают в так называемый метановый карман. 8 человек погибают, а ещё 26 оказываются замурованы. В итоге выясняется, что по требованию руководства некоторые шахтёры отключали датчики метана всего за 100 баксов. И поэтому трагедию не удалось предотвратить. Но спасти 26 человек всё-таки ещё можно. Для этого надо привезти некий 30-тонный модуль в ту глухомань, где находится шахта. Единственная проблема, что сделать это можно только грузовиками и только по «ледянке» (то есть по дороге, которая тянется через замёрзшее озеро). Но на дворе апрель, и в это время ледянка ещё закрыта. Её стали закрывать в этот месяц ещё в шестидесятых, потому что слишком много водителей проваливалось под лёд. Но сейчас особый случай, и её решают открыть. И для перевозки ценного груза нанимают Джима (его играет Лоуренс Фишборн), Майка (его играет Лиам Нисон) с братом (брат — хороший механик, но у него есть проблемы: он страдает афазией) и девушку-индианку Танту (её играет Эмбер Мидфандер). В общем, простые работяги едут спасать простых работяг... Да, фильм лёгкий, немудрёный, но мне он запал в душу.
В одном из кинообзоров на Ютубе была продекларирована формула: берётся некий сюжет из девяностых, туда погружается Лиам Нисон, вот и весь секрет успеха. А в комментариях кто-то написал, что Лиам Нисон просто хорошо смотрится в кожанке и с пистолетом. Но это не совсем правда. А правда в том, что герой Лиама Нисона во всех этих фильмах (это по факту один и тот же герой, с некоторыми нюансами) — классический стоик. Стоик в современных реалиях. Он обладает практической мудростью, он смел, он справедлив... Этакий Сенека в кожанке и с пистолетом. У него есть достоинство, у него есть внутренняя сила. Он стойко и мужественно переносит жизненные трудности, и достаточно эффективно противостоит возникающим перед ним соблазнам и искушениям.
И да, в эти смутные времена именно стоические герои нам и нужны. Так что посмотрите фильмы, которые я упомянул выше. Может, поможет.