Найти в Дзене
PROсто

Франц Кафка "Процесс". Это забавно, абсурдно и до ужаса правдиво

Никто лучше Ф. Кафки не описал иерархию власти, представляющуюся обыкновенному человеку бесполезным и бесконечно-бюрократическим кошмаром наяву. Простые и всем знакомые, на первый взгляд, вещи преподнесены с такой нарочитой абсурдностью, что по началу сложно воспринимаются всерьез. Например, описание суда, разрастающегося до размеров мифической организации, чьей вершины достичь невозможно, суда, ведущего против человека процесс, неизвестно в чём заключающийся, суда, терпящего, но не признающий и не пускающий адвокатов на допросы и заседания. Это все выглядит настолько же фантастически и дико, насколько и безоговорочно правдиво.

Роман «Процесс», написанный Францем Кафкой в начале xx века, а опубликованный в 1925 году, через год после смерти автора, волнует умы литературных критиков и кинорежиссеров уже целое столетие. Произведение, написанное в уникальном литературном стиле модернизма, «магического реализма» и экзистенциализма, раскрывает классическую социальную проблему– конфликт между человеком и обществом. Подобное противоречие остаётся актуальным во все времена. Это связанно с тем, что изначально коллектив выталкивает из себя тех, кто не похож на него, а затем обрушивает на них гнев с агрессией, сопровождая высокомерием и порицанием. На протяжении всего повествования, описывающего один год жизни главного героя – прокуриста в банке Йозефа К.– читатель погружается в хорошо знакомый и понятный ему мир: банк, где работают ничем не примечательные клерки и курьеры, совершенно заурядный город с его улицами, домами и окраинами. Все как обычно и незамысловато, и только Процесс, словно невидимая рука судьбы, постоянно врывается и разрушает привычный уклад жизни.

Конфликт в полной мере раскрывается уже в самом начале романа: Йозеф K. арестован, но никак не может понять, в чем его обвиняют. Пока К. пробирается по лабиринту бюрократических ловушек – саркастической пародии на правовую систему – он продолжает делать вещи, которые заставляют его выглядеть виновным. В конце концов, его обвинители решают, что он виновен, и его казнят. Даже название произведения, после его прочтения, воспринимается с несколько иным смыслом. "Процесс" здесь – это не столько термин судебной практики, а скорее синоним жизни общества в целом в рамках строго структурированной системы, каждый отдельный элемент которой должен следовать ей безукоризненно. Как пишет Кафка в предпоследней главе, «В соборе»:

« Приговор не выносится сразу, но разбирательство постепенно переходит в приговор"

Сдержанный, не раскрывающий подробностей стиль повествования Кафки – интересный ход автора, который превращает обыденную историю о банковском служащем, лавирующем в бюрократии, в захватывающую книгу, наполненную, своего рода, драматической иронией. Неизвестность, в которой пребывает как читатель, так и главный герой произведения, держит в постоянном напряжении, но в тоже время оставляет надежду, что вот-вот неопровержимые факты всплывут на поверхность и вина Йозефа, или же его невиновность будут прямо доказаны, и все вернется в привычное русло. Но нет, и причина ареста и наказания К. так и остается нераскрытой. Но ведь это, как мы можем догадаться, и не имеет никакого значения…

Кафка сквозь призму своего романа показывает всю абсурдность современного ему общества. Йозеф К. постоянно имеет дело с судебной системой в замкнутой гнетущей обстановке – в своей квартире, на чердаке судебной канцелярии, в мастерской, с наглухо заколоченными окнами. Со временем окружающая его действительность начинает вытеснять и привычную жизнь самого героя: в окнах показываются крошечные кусочки стен и крыш соседних домов, внутри помещений его всегда окружают толпы – судебные чиновники, банковские клерки… Решив защищаться, Йозеф К. обрекает себя на смерть лишь тем, что не хочет играть по правилам существующей системы, а противопоставляет себя ей. В этом его победа, и одновременно в этом его поражение.