Попался мне как-то на глаза Статут Парижского университета.
Почему Париж - ПАРИЖ, а Сена - СЕНА?
Причем дело было в разгар перехода многих вузов на дистантное образование, что меня отнюдь не радовало (имея двух дочерей-студенток, я бы, естественно, хотела, чтобы они получали качественное образование).
А в Статуте Парижского университета меня поразили два момента:
1) Насколько серьезно, оказывается, подходили к делу образования в средневековых университетах, обсуждали и утверждали методику преподавания.
2) Поразил сам метод преподавания. Так, преподавателей, разрешавших студентам... записывать их лекции, лишали статуса преподавателя!..
Да за что же? Тысячелетиями (со времен Римской империи) преподавание велось так: учитель (magister) читает, ученик (discirulus) пишет. Ученики писали на деревянных табличках, покрытых воском. Saepe stilum vertе! - Чаще поворачивай стиль, - советовали ученику. Т.е. записывай, исправляй, запоминай и пиши новое! <первоначально у Горация: Saepe stilum vertas о правке, совершенствовании написанного автором>. Тяжела же была школьная сумка! Сколько, интересно, табличек могло поместиться там?
Но вернемся к методике преподавания в Парижском университете. Хотелось бы сказать - в Сорбонне, но Сорбонной университет в целом стали называть только в XIX веке, а в то время, о котором мы ведем речь, Сорбонной назывался основанный Робером де Сорбон коллеж для студентов-теологов Парижского университета.
Виртуальная ПРОГУЛКА ПО ПАРИЖУ
Лучше всего о преподавании расскажет сам Статут. Кстати, написан он был в 1355 году на моей любимой латыни. Переводила в данном случае не я. Воспользуемся готовым переводом с латинского Н.Д. Виноградова:
"Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств.
Были испробованы два метода чтения книг [лекций] по свободным искусствам. При первом магистры философии быстро <это я выделила, и дальше тоже> говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно, так что слушатели могут записать эти речи в присутствии говорящих. При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим, потому что способность обыкновенного ума, выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях. Поэтому мы все как один магистры искусств, как читающие лекции, так и не читающие их, будучи специально созваны для этой цели, вынесли следующее постановление:
Все лекторы, как магистры, так и схолары, на одном и том же факультете, где бы им ни пришлось читать регулярно какую-либо книгу или какой-либо курс на этом факультете или обсуждать какой-либо вопрос в соответствии с тем или другим методом изложения, должны следовать первому методу чтения в целях наиболее полного развития их способностей, т.е. излагая (лекции) указанным способом, хотя бы никто не мог записать за ними в их присутствии. В соответствии с этим методом должны происходить беседы и обсуждения в университете, ему должны следовать лекторы и на остальных факультетах.
Нарушителей этого постановления, будут ли это магистры или схолары, мы лишаем на один год их положения как лекторов, а также лишаем их почестей и должностей и всего, чем их подлаживает наш факультет. Но если кто-либо повторит такой проступок, то мы за первое повторение удваиваем наказание, а за второе — учетверяем и т.д. И слушателей, вмешивающихся в исполнение этого постановления и прибегающих с этой целью к крику, свисту или шуму, или бросанию камней, лично или при содействии своих товарищей или споспешников, или каким-либо другим путем, мы лишаем своего общения и устраняем из своей среды на один год; и за каждое повторение мы увеличиваем наказание в два или четыре раза в соответствии со сказанным выше". / по изданию: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: т. II. -М: АО «Аспект Пресс», 1994.
Вот так. Быстрое чтение лекции (а, к слову, лат. lectio и означает чтение) требует от слушающего работы ума. Материал, излагаемый преподавателем, поскольку не может быть записан, воспринимается осознанно, подключаются все мыслительные операции - сравнение, классификация, анализ.
Медленное же чтение, дающее возможность записать материал, нередко приводит к тому, что лекция за профессором пишется механически и работы мышления не происходит (сколько раз была свидетельницей этого).
Небольшие пояснения к тексту:
Магистр - это ученая степень, звание в средневековой системе образования (от лат. magister - учитель, наставник).
Схоларами в те времена называли студентов (лат. scholaris - ученик, schola - школа). Существовала такая практика: школяры, считавшие себя достаточно подготовленными, получали разрешение читать лекции под руководством своих учителей.
А как понять вот этот отрывок из статута: прибегающих с этой целью к крику, свисту или шуму, или бросанию камней? Ведь на лекциях все было строго, как на церковной мессе, категорически запрещалось прерывать лекцию вопросами. -подобное поведение скорее случалось на диспутах (disputatio - спор, рассуждение).
Диспуты учили схоларов искусству спора, защите приобретенных знаний по методу Пьера Абеляра pro et contra / sic et non - за и против / да и нет. Случалось, что схолары переходили от логических доводов к личным оскорблениям, угрозам, пощечинам, и т.п. Университетские статуты и определяли меры наказания за такие конфликты, их разбирали университетские суды во главе с ректором. Так, в преподавателя, лектора, студента (схолара) запрещалось бросать камнем или чашей, и т.д. "Преступления" были подробно расписаны: поднять руку, чтобы бросить; бросить, но не попасть; попасть; за все назначались соответствующие наказания различной степени.