Тема карикатур, шаржей на писателей, оказалась поистине необъятной. И современники рисовали великих с улыбкой, и потомки, и сами писатели - друг друга.
Сегодня - целая россыпь шаржей на Льва Николаевича Толстого. Едва ли не единственного писателя, кого НЕ пытались высмеивать. Даже самые забавные из рисунков - с явным оттенком уважения.
Как например вот этот: "Современная русская литература". Имени художника не знаем, но это точно из журнала 1903 года.
Смысл ясен: Гулливер и лилипуты. Интересно, обиделись ли "лилипуты"? Чехов, Горький, Брюсов, Куприн, Короленко, Бунин...
А вот здесь что не так? Ясно, что тянуть сеть в полном одеянии было бы несподручно. Так что граф одет вполне по обстановке.
И тем не менее картина вызвала скандал! Предложили убрать с выставки.
Вот даже карикатура на реакцию публики: и стыдно чопорным господам, и смешно. Думали, приличные люди рыбачат в смокинге...
И немногие заметили, что рыбак в синей рубахе - это Репин. Как и почему он попал в сюжет? Высказывалось мнение, что картина... аллегорическая: творцы уловляют человеческие души!
Сам Толстой высказался по поводу "Рыбалки": "Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему".
Отлучение Толстого от церкви - сюжет многих шаржей. Реакция общественности была однозначной: мракобесие. Как бы "общественность" ни относилась к церкви (а отношение было разным), но цель постановления Синода ни у кого сомнений не вызвала: возмутить читателей против писателя, ставшего крупнейшим нравственным авторитетом.
Ну нельзя же заподозрить, что Толстого решили ... наказать? Запретить ему появляться там, где он и так уже много лет не появлялся?
Давно сделал вывод, что церковь - не более чем организация для зарабатывания денег. Ну и церковь отвечала ему "взаимной симпатией": вот он, на фреске, в объятиях Сатаны. БОльший грешник, чем короли и кардиналы, вместе взятые!
А здесь граф определённо ведёт "здоровый образ жизни". Есть о чём задуматься сторонникам ЗОЖ!
"До этого графа в литературе мужика не было!" - слова Ленина. Неужели их услышали за океаном?
Так или иначе, но карикатура "Рабочий костюм мужика" заставляет улыбнуться.
Хотя вещица в руке и похожа на тогдашнюю телефонную трубку (стаканчик на проводке), но скорее, это всё же монокль.
Но и телефон не был бы сюрреализмом - технические новинки появлялись в Ясной Поляне постоянно. Велосипеды, фонограф, печатная машинка...
В конце концов встал вопрос - кто тут главный? Кто обладает бОльшим авторитетом и влиянием? Многие художники обыгрывали тему "Два царя". Соотношение виделось даже вот таким:
Здесь всё сказано цитатами.
Классический рисунок Виктора Чижикова:
И картина художника Василия Шульженко "Толстой на турнике". Не фантазия: в своих дневниках Лев Николаевич постоянно упоминает о городках, турнике, гребле...
А вот фанатские иллюстрации кажутся многим читателям едва ли не покушением на святое и оскорблением чувств. Поэтому приведу только одну - мне очень понравилась! Об авторе знаю только то, что она - американка.
"Первый танец Наташи Ростовой"!
Несомненно, автор рисунка роман прочла.
А что сказать о тех, кто предлагает такое вот краткое знакомство? Да-да, "Война и мир" на одной страничке!
Это - тоже Америка.
На этом фоне японская манга выглядит интеллектуально - всё-таки целая книжка...
До новых встреч!