На вопрос отвечает Анастасия Фомичева, педагог-психолог городской основной и старшей Ломоносовской школы.
- Это время, когда ребенок адаптируется к миру: учится по-новому дышать и питаться, справляться с совершенно новыми ощущениями. Кризис длится от 1 до 3 первых месяцев жизни, когда малыш еще беспомощен и зависит от окружения, в частности от мамы. При этом у ребенка отсутствует способность говорить о своих чувствах и потребностях, он делает это через плач. К концу кризиса у малыша появляется так называемый комплекс оживления – способность узнавать близких людей и реагировать на них улыбкой и движениями. В этот момент для него очень важно живое эмоциональное общение.
Как себя вести? Давать ребенку как можно больше «теплого» физического контакта – в руках родителей он чувствует себя защищенным, а вибрации родного голоса успокаивают.
Кризис 1 года, или кризис младенчества
Через этот кризис ребенок учится ходить и говорить. Ему интересен окружающий мир, теперь он становится для него потенциально доступным. Многое из того, что раньше было недосягаемо, оказывается в паре маленьких самостоятельных шагов. Впервые возникает конфликт между «хочу» и «нельзя», «хочу» и «надо», а в ответ на запреты малыш выдает недовольство, аффективные вспышки и агрессию.
Как себя вести? В целом – проявлять терпение и понимание. Конкретнее – не стоит потакать капризам ребенка или, наоборот, выдавать негативную реакцию. Если срыв в виде повышения интонации или наказания все же случился, лучше объяснить ребенку, почему это произошло. Аналогично с запретами – малыш должен знать, почему ему что-то запрещают. В моменты детских капризов лучшая тактика – переключать внимание малыша или договариваться с ним. Также стоит всячески поддерживать его самостоятельную активность (конечно, с учетом безопасности), иначе желание проявлять эту активность не закрепится.